НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография

о
ф
и
ц
и
а
л
ь
н
о

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 




1808 г. Омск - центр Сибирского казачьего войска











Омск, основанный в 1716 году, побывал за свою почти трехвековую историю и заштатным городом, административным центром Западной Сибири и Степного Края, и столицей "белой России". Наряду с этим, наш город, долгие годы являлся столицей сибирского казачества. Верой и правдой служили сибирские казаки России. Они не только охраняли и расширяли границы нашего государства, но и являлись проводниками русской культуры, своеобразным «буфером» в отношениях между оседлыми жителями русских селений и кочевыми племенами, смягчая своим присутствием в Степи остроту возникающих противоречий и конфликтов. Они так же сыграли важную роль не только в политической жизни страны, но и в хозяйственном освоении территорий Сибири и сопредельного Казахстана.

Своё летоисчисление Сибирское казачье войско ведёт от взятия дружиной Ермака Тимофеевича столицы Сибирского ханства города Искера (он же Кашлык), которое произошло 26 октября (8 ноября) 1582 года. От этой даты Сибирское войско и отсчитывает своё старшинство, а вот днём рождения Сибирского линейного казачьего войска считается 19 (31) августа 1808 года.

Родоначальниками всех сибирских казаков явились, так называемые, «городовые казаки». Как известно, после гибели Ермака, оставшиеся в живых его сподвижники разбежались. Иван Грозный из стрельцов собрал новую рать и отправил её в Сибирь. Её то и пополнили оставшиеся в этом суровом краю сотоварищи легендарного казачьего атамана, а так же выходцы из различных сословий. Из них и были образованы в городах и острогах казачьи команды, которые именовались по названию того населённого пункта, где они несли свою службу (Тюменские, Томские, Берёзовские и т.п.). В отличие от стрельцов, они не являлись тогда ещё особой наследственной кастой и имели право перехода в «тяглые люди», наделялись землёй, а так же получали жалованье исключительно на период своей службы. По роду службы казаки в то время делились на пеших и конных. Обычно вооружение последних, состояло из коня, сабли и рогатины. Огнестрельное оружие водилось у немногих. Городовые казаки состояли в подчинении воевод, которые своей властью для непосредственного командования ими, назначали казацких голов, сотников, пятидесятников и десятников. Не составляя в те времена особого сословия, сибирские казаки входили в общую массу служилых людей и за свои заслуги нередко производились в звание дворян и детей боярских.

В конце XVIII века к казакам, по мнению И.Я.Словцова, относились: 1) все ратные люди командированные в Сибирь, на казачью службу; 2) сосланные в Сибирь и повёрстанные в казачью службу; 3) лица податного сословия, записавшиеся в казаки; 4) дети и внуки служилых людей, не поступившие на иную службу; 5) выписанные из «известного числа душ в приграничных селениях». С введением в Сибири первым Российским Императором армейских и гарнизонных полков, первоначально было запрещено верстать в казаки ссыльных, а затем и лиц податного сословия. С введением Петром I на территории Сибири рекрутской повинности и формированием регулярных полков их основу так же составили городовые казаки.

Таким образом, сформировалось два совершенно различных вида казаков: городовые (которые, наряду с возложенными на них функциями, выполняли так же военно-полицейские обязанности) и крепостные (дислоцировались на границе Западной Сибири с казахской степью и получившие в дальнейшем наименование «линейных»). В документах того времени, нёсшие службу на линиях сибирские казаки в 1770-1780-х годах всё чаще начинают именоваться не крепостными, а линейными. При огромном пространстве Сибири и её малонаселённости тяжела была казачья служба, тревожно протекала жизнь, и скудным было их содержание. Многофункциональным было использование сибирских казаков. Они были и воинами, и основателями и строителями новых городков и острогов, являлись посланниками и сборщиками ясака, а так же вершителями правосудия. Нередко при переговорах со степняками их оставляли даже в качестве аманатов (заложников). Как посланников и собирателей ясака их часто бесчестили отрезанием бород, били плетьми, морили голодом, а иногда, чтобы склонить к сговорчивости, даже лишали жизни. Характер пограничной службы и старая городовая форма организации сибирского казачества не соответствовали друг другу. Поэтому со стороны пограничного начальства в столицу отсылались различные проекты по организации сибирского линейного казачьего войска. Первым документом, констатирующим появление на территории Российской Империи, в числе прочих казачьих войск, Войска Сибирского, стало «Положение» принятое Правительством 19(31) августа 1808 года. Согласно ему, линейные казаки были соединены в одно целое, как отдельное сословие с особенными привилегиями, правами, обязанностями и своими сословными учреждениями, а также они официально получили органы управления в лице Войскового Атамана и Войсковой Канцелярии.

С этого момента Омск становится официально столицей Сибирского казачьего войска. На этот статус указывают следующие черты:

1.Казачье население принимало активное участие в возведении первой и второй Омских крепостей. По численности городского населения казаки занимали далеко не последнее место. Представители сибирского казачества принимали участие в работе органов местного самоуправления. Так, например, Г.Е. Катанаев был гласным Омской городской думы.

2. В Омске было сконцентрированы органы управления Сибирским казачьим войском. Здесь находились Войсковой Наказной Атаман (начиная с 1868 года эту должность исполнял западно-сибирский Генерал-Губернатор), Войсковая канцелярия, казачье отделение Штаба Сибирского военного округа (передавшее затем свои функции возникшей Военной Канцелярии Войскового Наказного Атамана), Войсковое Хозяйственное Правление и Управление Атамана 2-го Военного Отдела.

3. На территории Омска сибирские казаки компактно селились и проживали вначале в Омской станице, а затем в Казачьем форштадте и Атаманской станице. На картах дореволюционного Омска часто встречаются казачьи топонимы, которые нашли отражение не только в названиях улиц, но и даже базаров и кладбищ.

4. Наличие в нашем городе казачьих образовательных учреждений. С 1813 г. в Омске стало функционировать войсковое казачье училище, из стен которого вышло не мало боевых казачьих офицеров, а так же выдающихся деятелей Сибирского казачьего войска. В 1846 году на базе училища был создан Сибирский кадетский корпус, который продолжал готовить офицеров для Сибирского казачьего войска.

5. Омск являлся духовным центром Сибирского казачьего войска. К 1917 году на территории города и прилегающих к нему поселений имелось 3 казачьих православных храма (Никольский казачий собор, Всехсвятская церковь на казачьем кладбище и Никольская церковь в станице Атаманской).

Поэтому вполне закономерным является и то обстоятельство, что в 1990 г. возрождение сибирского казачества началось именно в Омске.

Вернуться назад



вверх страницы