НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография

о
ф
и
ц
и
а
л
ь
н
о

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 




1895 г. Омск - центр Омской епархии











К началу ХХ века за Уралом насчитывалось 11 епархий. Самыми древними были: Тобольская (1620 г.), Иркутская (1727 г.) и Оренбургская. Остальные были основаны в ХIХ веке: Томская, Камчатская, Енисейская, Якутская, Туркестанская, Забайкальская, Омская и Владивостокская. Как видно даже из этого перечня, Омская епархия была сравнительно молодой. Каковы же причины выделения Омской епархии из состава Тобольской?

Во-первых, обширность территории. Не случайно, в периодической печати ещё в 60-х годы XIX века указывалось, что «…Тобольская епархия обширнее всех Русских епархий, - в ней более чем в других епархиях, обитает народов, ходящих во тьме и сени смертней седящих и ожидающих евангельской проповеди…».

Во-вторых, начавшаяся в XIX веке колонизация киргизской степи, повлекла за собой не только образование новых населённых пунктов, но и возникновение приходов.

В-третьих, постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг привело к тому, что, начиная с 1838 года, в Омске стал проживать Генерал-губернатор Западной Сибири, и были образованы все административные учреждения Сибирского Края. В дальнейшем, через 44 года, Омск становится столицей обширного Степного Края. Перемещение административного центра во многом поставило на повестку дня и вопрос об образовании новой епархии.

В-четвёртых, проведение через Омск Великой Сибирской магистрали не только способствовало резкому увеличению числа жителей нашего города (с 39542 чел. в 1890 году до 60601 чел. в 1903 году), но и способствовало активизации переселенческого дела в Сибири.

В-пятых, мысль о необходимости учреждения в Омске нового епархиального центра прочно вошла в сознание не только власть предержащих как светского, так и духовного звания, но и большинства обывателей Омска. Наглядно это иллюстрирует вопрос о расширении Воскресенского крепостного собора. При его обсуждении в 1885 года с чинами из военно-инженерного ведомства Омский Городской Голова и архитектор Э.И. Эзет заявил, что несоответствие расширения Воскресенского собора сразу же обнаружится при открытии в Омске епископской кафедры, которое произойдёт в недалёком будущем, т.к. призываемые к жертве на переустройство старого храма капиталисты и купцы давали денег крайне мало, и то исключительно из уважения к начальству. Их единодушное мнение состояло в том, что такому городу, как Омск нужен новый, большой и просторный храм. Это заявление меценаты подкрепляли размышлениями о том, что рано или поздно в Омске все равно будет отдельная епископская кафедра.

В то время как в Омске дебатировался вопрос о расширении храма или строительстве нового, проходивший в Иркутске собор сибирских Архипастырей вынес решение об открытии новой епархии – Омской. Своё решение сибирские Владыки, документально оформив, направили в Святейший Синод. И вот, 30 октября 1887 года на имя епископа Тобольского и Сибирского Авраамия (Летницкого) последовало распоряжение Обер-прокурора Святейшего Синода. Согласно этому предписанию, в Омске была образована особая комиссия из духовных, светских и военных лиц. Именно она и должна была представить Тобольской Духовной консистории свои соображения по поводу образования новой епархии. После десятимесячной работы комиссия предложила включить в состав вновь учрежденной епархии 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей, а также 92 церкви Тюкалинского, Тарского, Ишимского, Барнаульского и Каинского округов, с общим числом православного населения около 350 тыс. душ обоего пола. Тобольская Духовная консистория, ознакомившись с работой комиссии, согласилась с ней почти во всём, кроме образования новой епархии. Тоболяки предложили учредить не отдельную епархию, а викариатство в составе Тобольской епархии с центром в Омске. Следует отметить, что первая Сибирская (Тобольская) епархия за всю историю своего существования практически не знала викариатств, вследствие чего, она достигла гигантских размеров. Такой территорией из Тобольска управлять было крайне сложно. К сокращению же своих территориальных пространств духовное начальство относилось крайне ревниво.

В 1891 году мнение Тобольской Духовной консистории было доведено до столицы, и Святейший Синод вынес решение о создании отдельной епархии.

Архивные документы донесли до нас три даты рождения Омской епархии. Такое положение дел, в первую очередь, обусловлено делопроизводством высших государственных учреждений дореволюционной России. Прежде чем принять решение об учреждении Омской епархии, Государственный Совет в соединённых департаментах Государственной Экономики и Законов рассмотрел штат и смету, отводимую на содержание Епархиального управления. Высочайшее одобрение эти два документа получили 16 (28) января 1895 года. 18 февраля (2 марта) того же 1895 года Государь Император утвердил доклад Святейшего Синода об учреждения Омской епархии и назначил на вновь образуемую Омскую кафедру Туркестанского епископа Григория (Полетаева). Непосредственно же сам Указ Святейшего Синода Тобольской Духовной консистории об учреждении Омской епархии был опубликован 14 (26) марта.

В связи с вышеизложенным, именно 2 марта (н.с.) 1895 года является наиболее обоснованной датой учреждения Омской епархии.

За время своего существования она претерпела ряд переименований. Это отразилось и в титулах правящих иерархов. Так, с 1895 по 1911 годы епископы именовались как Омские и Семипалатинские, с 1911 по 1913 годы – как Омские и Акмолинские, а с 1913 по 1920 годы – как Омские и Павлодарские. В конце 1937 года Омская епархия практически прекратила свое существование из-за репрессий со стороны богоборческой власти. Свое возрождение она начала уже в послевоенные годы, в 1946 году. В 1947 году Омско-Тарская епархия была преобразована в Омско-Тюменскую. В этих границах она просуществовала до 1990 года, когда вновь была преобразована в Омско-Тарскую. За эти 115 лет епархией управляло 40 владык. Первым архиепископом на Омской кафедре был священномученик Сильвестр (Ольшевский), а первым митрополитом стал в 1997 году нынешний Предстоятель Русской Православной церкви на Омской земле владыка Феодосий (Процюк).

Историю Омско-Тарской епархии, исходя из развития церковной жизни, можно условно разделить на следующие периоды:

1895-1911 гг. – период рождения и становления Омской епархии. В это время в границах епархии активно ведётся храмостроительство. Начинает издаваться собственный печатный орган – «Омские Епархиальные ведомости», который имел журнальную форму. Возводятся Градо-Омский Успенский Кафедральный собор и Архиерейский дом с Консисторским зданием. Появляются Омское Женское Епархиальное училище и Омский свечной завод. В указанные годы на Омской кафедре пребывали следующие владыки: с 1895 по 1901 гг. Григорий (Полетаев), с 1901 по 1903 гг.- Сергий (Петров), с 1903 по 1905 гг.- Михаил (Ермаков) и с 1905 по 1911 гг.- Гавриил (Голосов).

1911-1920 гг. – это период наиболее динамичного развития и подъёма Омской епархии, в первую очередь, конечно, в дореволюционные годы. Её территория сильно расширилась, для удобства в церковном управлении учреждаются 2 викариатства: Семипалатинское (1911 г.) и Акмолинское (1913 г.), годом позднее переведённое в Петропавловск. Быстрый рост приходов поставил на повестку дня составление и издание «Справочной книги Омской епархии». Эта работа была поручена священнику Иоанну Голошубину. Поочерёдно в эти годы Омскую кафедру занимали: епископ Владимир (Путята), священномученик Андроник (Никольский), владыка Арсений (Тимофеев) и священномученик Сильвестр (Ольшевский).

1920 по 1937 г. - трагический период гонений на веру, сопровождающийся закрытием и разрушением церквей. В эти годы при поддержке богоборческой Советской власти активизирует свою деятельность, особенно в Омске обновленческая церковь. Обновленцы сыграли свою пагубную роль в закрытии целого ряда Омских храмов.

После кончины священномученика Сильвестра Омско-Павлодарской епархией управляли два викарных епископа Мефодий (Краснопёров) и Киприан (Комаровский). Первый из них на архиерейском соборе был прославлен в лике священномучеников, как епископ Петропавловский. В начале 1920 года в Омск был назначен с возведением в сан архиепископа святитель Димитрий (Беликов). За 1924 год на нашей кафедре сменилось четверо правящих архиереев – епископы Виссарион (Зорин), Алексий (Буй), Иоанникий (Соколовский) и архиепископ Анатолий (Каменский). В марте 1925 г. в Омск прибывает еп. Виктор (Богоявленский), который служит в нашем городе до 2 ноября 1928 г. С 1929 по 1930 г. Омскую кафедру занимает епископ Аркадий (Ершов), который в 2000 г. также был прославлен в лике святых. В 1930 г. очень непродолжительное время Омско-Павлодарскую кафедру занимает епископ Герман (Коккель), который летом 1931 г. получил назначение на Дальний Восток. Все четверо последних Омских архипастыря – архиепископ Алексий (Орлов), епископ Антоний (Миловидов), архиепископ Филипп (Ставицкий) и архиепископ Фотий (Пурлевский) подвергались арестам, а трое из них приняли мученическую кончину.

В 1937 году Омско-Павлодарская епархия фактически прекратила своё существование. С 1937 по 1942 годы на территории Сибири не было ни одного правящего архиерея. Первым правящим владыкой в Сибири после пятилетнего упразднения церковного правления был епископ Лука (Войно-Ясенецкий), ныне прославленный в лике святых, находившийся с 1937 года в ссылке на территории региона. С 1937 по 1942 годы он являлся единственным архиереем Сибири, который мог совершать Таинства, в т.ч. рукополагать в священный сан. Замечательно, что в то время, не имея святого м?ра, он крестил по-апостольски. Поэтому в диптихе архипастырей Омской и Тобольской епархий Архиепископ Лука указан как правящий архиерей того периода. Осенью 1942 года он был возведён в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 года.

Вторым иерархом, назначенным в Сибирь, был Архиепископ Варфоломей (Городцев). В 1943 году владыка Варфоломей был управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией, с вверенным ему окормлением соседних Омской, Тобольской, Иркутской, Красноярской епархий. Владыка, несмотря на трудное военное время, нашел возможность трижды посетить г. Омск и служить в Омских храмах. В 1946 году на территории Сибири действовали уже 3 воссозданные епархии: Омская и Тарская (Архиепископ Алексий (Пантелеев)), Владивостокская и Хабаровская (Епископ Венедикт (Пляскин)) и Новосибирская и Барнаульская (Архиепископ Варфоломей).

1946 по 1986 гг. – этот период был отмечен не только преобразованием Омско-Тарской епархии в Омско-Тюменскую (1947 г.), но и активной деятельностью Омских Архипастырей, направленной на возрождение поруганных храмов и монастырей и на воцерковление паствы. К середине 1947 года в Омской области действовало 5 храмов и один молитвенный дом: Крестовоздвиженский собор; Никольская церковь в Омске; Покровская церковь в селе Воскресенка Калачинского района; церковь в селе Новая Станица Ульяновского района; церковь в селе Куйтарлы Саргатского района; молитвенный дом в г. Исилькуле.

В рассматриваемый период Омско-Тюменскую кафедру занимали: с 1946 по 1948 гг.- архиепископ Алексий (Пантелеев), с 1948 по 1949 гг.- архиепископ Палладий (Шерстенников), с 1949 по 1952 гг.- архиепископ Ювеналий (Килин), с 1952 по 1955 гг.- епископ Никандр (Вольянников), с 1955 по 1956 гг., в 1958 г., с 1961 по 1962 гг.- епископ Венедикт (Пляскин), с 1956 по 1958 гг.- архиепископ Вениамин (Новицкий), с 1958 по 1959 гг.- епископ Мстислав (Волонсевич), с 1959 по 1961 гг.- епископ Сергий (Ларин), с 1962 по 1963 гг.- архиепископ Ермоген (Голубев), в 1963 г.- архиепископ Иларион (Прохоров), с1963 по 1969 гг.- епископ Николай (Кутепов), с 1969 по 1972 гг.- архиепископ Андрей (Сухенко), с 1972 по 1974 гг. - архиепископ Мефодий (Мензак), с 1974 по 1975 гг. епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин) временно окормлял Омско-Тюменскую кафедру, с 1975 по 1986 гг.- архиепископ Максим (Кроха).

Необходимо отметить, что в период с 1955 по 1962 годы трижды временно управляющим епархией назначался проживающий в г. Омске на покое, его уроженец, епископ Венедикт (Пляскин). Строгостью жизни, ревностным отношением к Божественной службе и храму, владыка снискал любовь и уважение омичей. Память о нём молитвенно сохраняется и сегодня многими верующими нашей епархии.

Нужно сказать, что в послевоенный период Омскую епархию возглавляли достойные архипастыри, из них – епископ Вениамин (Новицкий), 12 лет проведший в лагерях; архиепископ Ермоген (Голубев), известный церковный апологет, написавший обстоятельно аргументированное сочинение по защите РПЦ на основе марксистко-ленинских работ и здравомыслящих рассуждений, проведший в заключении 14 лет; а так же убиенный в Омске архиепископ Мефодий (Мензак).

С 1986 года по сегодняшний день можно назвать временем духовного возрождения Омского Прииртышья. Благодаря активной деятельности на Омско-Тюменской, а с 1990 года и на Омско-Тарской кафедре Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия при активной поддержке Губернатора Омской области Л.К. Полежаева епархии были возвращены не только используемые не по назначению здания Божиих храмов, но и практически в каждом районном центре появились вновь воздвигнутые.Так за минувшие пятнадцать лет властями в городе Омске были переданы Омско-Тарской епархии здания: Свято-Никольского Казачьего собора, Николо-Игнатовской церкви, храма Казанской иконы Божией Матери, церкви иконы Знамение Божией Матери, храма во имя Параскевы Пятницы, госпитальной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», а также Спасского кафедрального собора в городе Таре.

Для многих православных омичей остался в памяти визит осенью 1993 года Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил не только строительство Ачаирского Крестового монастыря, но и возрождение одной из старейших церквей г. Омска – Пророко-Ильинской.

В 1994 году руководством Омской области были приняты две комплексные областные губернаторские программы: «Дорога в жизнь» и «Дрога к храму». Следует отметить, что именно благодаря программе «Дорога к храму» на территории Омского Прииртышья восстановлено и вновь возведено более сотни храмов и часовен. Поистине украшением областного центра стали возведенные на своих прежних местах Серафимо-Алексеевская и Иверская часовни. В 2001 году в праздник Рождества Христова состоялось освящение Христорождественского Кафедрального собора, который сразу стал главным духовным православным центром левобережного Омска. Несмотря на относительно молодой возраст Собора, в нем проходят все торжественные события епархиальной жизни.

В 2007 году наш город украсился вновь восстановленной Святыней - Успенским кафедральным собором, который в настоящее время является кафедральным собором нашего города. Именно с началом его строительства, в ходе археологических изысканий были обретены мощи Священномученика Сильвестра.

Огромное внимание сегодня в епархии уделяется воцерковлению и духовному просвещению подрастающего поколения. Во многих детских домах, Омском Кадетском корпусе, Славянской школе и Речном училище действуют домовые храмы. Почти во всех приходах Омско-Тарской епархии функционируют воскресные школы. Количество учащихся в них разное: от 6 до 60 человек. К преподаванию привлекаются как миряне, имеющие светское образование, так и катехизаторы, окончившие Омское Духовное училище. Каждая школа работает по своей собственной программе, однако при подготовке их широко используются методические разработки, рекомендованные Отделом образования и катехизации Московской Патриархии. Большим подспорьем в работе служит газета «Воскресная школа». Учащиеся изучают Закон Божий, историю Церкви, церковно-славянский язык, учатся церковному пению, рукоделию. Важной составляющей жизни школ являются паломнические поездки к местным и Российским святыням, изучение истории приходов.

Восемнадцатый год (начиная с сентября 1992 года) продолжает работу Омское Духовное училище, из стен которого в основном пополняется штат Омского духовенства. Получив первоначальное духовное образование в училище, большинство батюшек продолжают обучение в Московской, Санкт-Петербургской, Тобольской и Томской семинариях. При училище функционирует иконописная мастерская и вечерние курсы, осуществляющие подготовку учителей омских школ к преподаванию основ Православной культуры.

О происходящем духовном возрождении в Омско-Тарской епархии лучше всего говорят следующие цифры:

На 1 января 1990 г. в Омско-Тюменской епархии действовало всего 38 храмов и молитвенных домов (20 – в Омской области и 18 – в Тюменской). Духовенство епархии в то время состояло из 40 священнослужителей (23 – в Омской и 17 – в Тюменской областях). По сравнению с 1988 годом изменения ощутимые. Ведь тогда на территории Омско-Тюменской епархии функционировало всего только 13 приходов (6 – в Омской области). На сегодняшний день в Омско-Тарской епархии насчитывается 129 приходов, 154 священника, 5 диаконов. Помимо этого, на территории Омской области действуют 47 воскресных школ, 1 мужской и 3 женских монастыря.

В целом же, размышляя о благодатном развитии Омско - Тарской Епархии за последние более чем два десятилетия, следует указать на следующие причины данного явления. Первая из них состоит в обращении Государства лицом к Русской Православной церкви. Радикальные изменения в этом плане, внёс юбилейный для Православной церкви 1988 год (напомним, что тогда праздновалось 1000-летие Крещение Руси ). Вторая же причина субъективная, и включает в себя личные качества Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия и Губернатора Омской области Л.К.Полежаева. Вся Архипастырская деятельность Владыки, за время пребывания на Омской земле включает в себя множество аспектов. Это, как уже отмечалось выше, и храмостроительство, и церковное администрирование с включением хозяйственных вопросов, и миссионерство, а так же и духовное просвещение. В целом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что выделяемые и рассматриваемые 5 периодов жизни Омско-Тарской епархии являются основополагающими вехами в духовной жизни Омского Прииртышья, в которой как в капле воды отразилась история Русской Православной церкви XX века.

Вернуться назад



вверх страницы