ДОКУМЕНТЫ ПЛАНЫ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОНТАКТЫ
Главная страница
События
Афиша
Официально
Организации культуры
От первого лица
Проекты
Фестивали и конкурсы
Издательская деятельность
Журнал
"Омск театральный"
Журнал
"Литературный Омск"
Журнал
"Омское наследие"
Фотогалерея
Обратная связь
Поиск по сайту
Защитите детей в Интернете
Защитите детей в Интернете
Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
Защитите детей в Интернете Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
1



«Омская культура в лицах»: Ирина Девятьярова

«Омская культура в лицах» – крупный проект с таким названием воплощает в жизнь Омская государственная библиотека им. А. С. Пушкина. Культурно-просветительская программа призвана познакомить, прежде всего, молодое поколение с интересными и, несомненно, талантливыми людьми города – художниками и композиторами, искусствоведами и журналистами, актерами и режиссерами.

Серию увлекательных встреч открыла Ирина Григорьевна Девятьярова, главный научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, хранитель фонда русской живописи, кандидат исторических наук, член Международной ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры России Ирина Григорьевна давно и с большой любовью изучает культурное прошлое и настоящее Омска, детально исследует творческое наследие выдающихся художников, чья жизнь и судьба были связаны с нашим городом – М. А. Врубеля, Н. А. Мамонтова, В. И. Уфимцева и других.

«Город, который я полюбила»

Сегодня мало кто знает старый Омск так, как она. Еще в начале 1990-х совместно с В. И. Селюком ею были подготовлены набор почтовых открыток рубежа 19-20 вв. «Старый Омск» и книга «Прогулки по старому Омску». Ирина Григорьевна «провела» собравшуюся в Конференц-зале библиотеки публику по улочкам города, хранящего массу тайн даже для того, кто живет здесь с самого рождения. В полуторачасовой беседе ей удалось коснуться судеб десятков выдающихся людей, позволив пришедшим ощутить самую прочную связь – связь времен.

Свой рассказ Ирина Григорьевна начала с 1957 года – именно тогда, в 10-м возрасте она приехала в Омск. Поделиться своими воспоминаниями о городе того времени ей помогли старые фотографии. Вот, уже неузнаваемый проспект Карла Маркса (фото). Только дом со шпилем напоминает о современном облике улицы. Невысокие домики, деревянные «развалюшки», на месте которых вот-вот появятся новостройки…

1 - 320.jpg– С этого времени началась моя жизнь в городе, который я полюбила. Моим наставником был старший брат. Ему было 16 лет, мне 10 с половиной. Мы приехали в марте, и где-то месяца через два был построен Дом художника. И первое, что сделал брат, он привел меня туда. И сказал мне: «Заканчивай собирать открытки с цветами и артистами, собирай художественные открытки. Вникай, полюби искусство».

С этого началось увлечение искусством, сохранившееся на всю жизнь. После обучения на филологическом факультете Педагогического института им. Горького Ирину Григорьевну не оставляла мечта работать в музее. Для того чтобы мечта стала реальностью, в 1969 году она приехала в Ленинград поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

– Мне нужно было сдать экзамены по истории искусства. Я подготовилась хорошо, и уже минут сорок отвечала очень хорошо. Однако экзаменатор Вирко Борисовна Блэк, известный востоковед, задала совершенно неожиданный вопрос, который привел меня в замешательство. Она спросила: «А что вы скажете про Омск? Интересная ли там архитектура?» Я, очень довольная собой, уверенно говорю: «Да что вы, никакой архитектуры там нет. Одни сплошные новостройки на окраинах, коробки...» – «Что вы говорите, а вот наш преподаватель, профессор Виктор Ильич Кочедамов написал большую книгу об Омске. Вы не читали ее?..»

Нет, я ее не читала, мне стало так стыдно, так неловко. Я успешно поступила и была очень довольна. Но, когда приехала в Омск, побежала в библиотеку Пушкина и первым делом взяла эту книгу – «Омск. Как рос и строился город». Необыкновенная книга. Она открыла для меня историю нашего города, вызвала интерес к его прошлому. Прочитав ее, я уже могла понять, что это за сооружение – дом-корабль, как я его называла, – стоит на улице Орджоникидзе, и почему у него такие окна со сложными переплетами, такие интересные очертания всех элементов фасада. Дом, напоминающий средневековый замок. Я узнала о том, что в конце 19 – начале 20 века в архитектуре имел место так называемый стиль модерн, провозгласивший союз пользы, прочности и красоты. С какой бы стороны мы не подошли к зданию, всегда видим что-то необыкновенное и новое. С этого дома все и началось. Это было так увлекательно и интересно, что уже на 2 курсе я писала курсовую работу на тему «Архитектура Омска конца 19 – начала 20 века». Понимаете, как вопрос на вступительном экзамене направляет молодого человека при формировании интересов, выборе профессии...


В 1973 г., уже три года проработав в Доме художника, Ирина Григорьевна пришла в Музей изобразительных искусств, который в то время имени Врубеля еще не носил. Здесь она стала хранителем большой, интересной, неизученной коллекции русской живописи – произведений искусства, среди которых были картины Репина и Айвазовского. Но тема архитектуры и истории не покидала ее. Ирина Григорьевна выступала как автор ряда статей в омской периодической печати, посвященных архитектуре и художественным коллекциям Омска, участвовала в подготовке крупных изданий.

Врубель, вернувшийся в Омск

Изучение старого Омска вывело Ирину Григорьевну к еще одной обширной теме – творчеству художника Михаила Врубеля, родившегося в нашем городе.

– Врубель — величина необыкновенная. Художник, который стоял у истоков нового искусства. Он был убежден, что человек может стать совершенным только благодаря искусству, которое всегда рядом с ним — в жизни, в быту, в храме. Будить душу от мелочей, будничного величавыми образами — так Врубель определял миссию художника. Врубель действительно родом из Омска, но назвать его нашим земляком или омичем, у нас правда пока не поворачивается язык. Потому что художник, родившийся в Омске в 1859 году, прожил здесь всего 3,5 года. Затем отец его увозит из Омска, и он живет в Астрахани, в Саратове, потом учится в Петербурге, много путешествует. И сейчас его творчество принадлежит всему миру.

3 - 320.jpgИрине Григорьевне удалось найти много интересных фактов, связанных с жизнью семьи Врубеля в Омске. К сожалению, не сохранился дом, где он родился. Но зато мы можем с гордостью говорить, что Врубель вернулся в Омск своими полотнами. И эти полотна хранятся в музее, носящем его имя. В очень красивом, эффектном зале представлены три его работы необычной, интересной формы. Это декоративные полотна, так называемые плафоны, которые когда-то предназначались для украшения интерьера.

– Эти работы говорят о том, как художник был увлечен цветами, он их изучал, любил писать их лепестки и листья, подсвеченные солнцем. Он очень любил лунный свет, сумрачные небеса – то есть все, что наполнено тайной и необыкновенным настроением. Врубель, кстати, ни разу не изобразил ромашек или простеньких колокольчиков - цветы он любил возвышенные. И он действительно был мастером универсального дарования – создавал картины, мог расписать дамский веер, камин, балалайку. Он брался за все, потому что ему хотелось привнести в жизнь человека одухотворяющую красоту, которая оторвет его от обыденного и вознесет к высоким мыслям.

Врубель близок нам не только потому, что у нас родился, и не только потому, что у нас находятся его редкие полотна - единственные за Уралом. Но дело в том, что имя Врубеля, память о нем вдохновляла омских художников на добрые дела. Еще в 1916 году омская интеллигенция – художники, учителя, врачи, юристы – объединились и создали Общество художников любителей изящных искусств Степного края. Их главной целью было создание художественной школы и музея имени Врубеля. И в марте 1919 года в Омск с гастролями приехал очень знаменитый тогда человек – «отец российского футуризма» Давид Бурлюк (именно ему был благодарен Маяковский за то, что он пробудил в нем поэтический дар). Он поддержал эту идею, и часть сборов от его лекций направлялась на организацию школы имени Врубеля.


Знаменитые «беженцы»

В годы Гражданской войны Омск становится центром белого движения на востоке страны и столицей белой России.

– «Когда страна изгнанья стала Приютом благородных муз», – так пишет о Сибири молодой поэт Георгий Маслов. Его, стоящего на стороне белых, Гражданская война приводит в Омск, где он служит в армии Колчака рядовым, много публикуется в местных газетах и посещает художественный кружок. Он дышал пушкинской эпохой и жил в ней, живя в нашем городе. Поэтому все образы пушкинской поэзии есть в его стихах: драматические, трагические события и переживания всех беженцев и тех, кто жил тогда в Омске.

Безимени-1.jpgГражданская война сделала Омск приютом многих талантливых людей эпохи. В Омск в сентябре 1918 года прибыл Борис Денике – известный историк и искусствовед. И именно ему принадлежала инициатива создания литературно-художественного кружка в нашем городе. Его участником был и Петр Драверт – удивительная личность, и ученый, и лирический поэт, который восхищался нездешней красотой, как и Врубель. Он, как и Денике, тоже вынужден был бежать из Казани перед наступлением Красной армии, потому что его имя было в расстрельных списках, и остался в Омске. В 2009 году на бульваре Мартынова (аллее Литераторов) был открыт мемориальный камень в его честь.

- Однажды моя коллега возражала мне: «И зачем ты взялась за этих «беженцев»? Мало ли кто куда приехал, жил здесь…» Но я уверена, что ничего не проходит бесследно. Когда из небытия поднимаешь какое-то имя - совершается доброе дело, открывается забытая страница человеческой биографии. И Драверт, и Денике, и многие другие талантливые люди каким-то образом смогли себя спасти в Омске, - сибирском городе, который давал надежду на согласие и мир. И они тоже оставили свой след в его истории. Благодаря беженцам из российских городов, культура Омска в 18-19 годах оживляется. И об этом говорят архивные документы, журналы и газеты тех дней.

Сколько замечательных имен прозвучало в тот вечер - Александр Соловьев, Алексей Клементьев, Антон Сорокин, Виктор Уфимцев, Николай Мамонтов, Виссарион Шебалин… Несколько ёмких характеристик помогли представить, как жил Омск начала 20 века, какие люди формировали его культурный облик. Название проекта «Омская культура в лицах» сразу заиграло новыми гранями: Ирина Григорьевна стала своего рода проводником к судьбам тех, чье творчество составляет гордость не только Омска, но и всей России.

Проект библиотеки имени А. Пушкина только начинает знакомить омичей с культурой и историей родного края. В ближайшее время публику ждут встречи с героями публикаций мартовского номера журнала «Омская муза», с известным художником-графиком, председателем Омского регионального отделения ВТОО «Союза художников России». А. Н. Машановым, председателем Омского отделения Союза театральных деятелей, народной артисткой РФ В. А. Шершневой, а также – с театральным критиком, главным редактором журнала «Омск театральный», заслуженным работником культуры России Л. П. Трубициной.