ДОКУМЕНТЫ ПЛАНЫ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОНТАКТЫ
Главная страница
События
Афиша
Официально
Организации культуры
От первого лица
Проекты
Фестивали и конкурсы
Издательская деятельность
Журнал
"Омск театральный"
Журнал
"Литературный Омск"
Журнал
"Омское наследие"
Фотогалерея
Обратная связь
Поиск по сайту
Защитите детей в Интернете
Защитите детей в Интернете
Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
Защитите детей в Интернете Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
1



Глеб Ситковский: «Последний театральный сезон абсолютно революционный»

Московский журналист, член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» Глеб Ситковский, хоть и не является частным гостем нашего города, но с театральной жизнью Омска знаком очень хорошо. Известный театральный критик, приехавший на Лабораторию молодой режиссуры «Игра в жанры», которую проводил 27 марта «ТОП-театр», рассказал о том, каким видит будущее частного театра в России и что революционного предлагает нам современный театральный менеджмент.

- Сейчас мы с вами находимся в театре частном, такой театр – явление пока что редкое. И наше министерство культуры всячески поддерживает частные инициативы. Хотелось бы узнать ваше мнение - каково будущее частных театров в России? Действительно ли они сейчас стали развиваться активнее?

- На самом деле частных театров у нас почти нет. Есть антрепризы — это одна история. Они работают на полной самоокупаемости и поэтому должны делать коммерческие спектакли, иначе не выживут.

Частных театров, которые занимаются серьезным искусством, раз, два и обчелся. В Москве это единственный театр – «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. Некий меценат решил, что он способен содержать театр и готов терпеть убыточность, поскольку если театр ставит Чехова, а не Куни, то он почти наверняка будет убыточным. У них интересный репертуар, замечательное здание – хочется радоваться и радоваться. Другой вопрос: что произойдет завтра, если появятся проблемы с финансированием.

Мне кажется, частные театры обречены на то, чтобы быть исключением в нашей стране. И я даже не очень огорчаюсь по этому поводу, потому что все-таки именно государство должно проводить некую осмысленную культурную политику. И в странах, которые это делают (Германия, Польша, Франция в чуть меньшей степени), есть хороший государственный театр, он развивается, он серьезно работает.

А есть так называемая англо-саксонская модель, представленная немыслимым количеством маленьких театров, которые живут и выживают сами. Честно говоря, ни к чему хорошему это не приводит. И английский, и американский драматический театр сейчас в весьма жалком состоянии. Хотя есть некоторые исключения – театры, которые существуют успешно. Но, как правило, они показывают свои спектакли не в Англии и не в Америке – они путешествуют по всему миру с фестивальными постановками. Так делает, например, американский режиссер Боб Уилсон, в своей стране его редко застанешь. Мы все знаем, что в Америке и Англии потрясающие мюзиклы, но с драматическим театром там не задалось. И мне бы не хотелось, чтобы Россия повторила эту судьбу.

- Вы посмотрели афишу театра, понимаете, что здесь ставят. Каково по-вашему направление развития сегодняшнего ТОП-театра? Это все-таки зарабатывание денег или создание некоего осмысленного художественного организма?

- Я и приехал сюда именно потому, что здесь что-то стало вдруг меняться. Вчера этот театр был скорее коммерческим и немного «санаторным». А сейчас, как я понимаю, появились новые амбиции. И это самое важное – амбиции, потому что когда они есть, что-то происходит. Это амбиции сделать театр, способный и на фестиваль поехать, и лабораторию режиссерскую провести, и попытаться привлечь нового зрителя, который, может, раньше вообще в театр не ходил. Мне кажется, здесь есть все данные, чтобы эти перемены произошли.

- На что эти амбиции направлены сейчас?

- Они сейчас направлены на то, чтобы понять, что существует современная драматургия, современная режиссура – молодая, другая, существует иной театральный язык. Например, то, что делал Игорь Григурко в пластическом театре «ЧелоВЕК» – мне бы хотелось, и я это сказал труппе, чтобы таких спектаклей было больше. Игорь, на мой взгляд, очень талантливый человек. Он, конечно, будет работать и как худрук, привлекая других режиссеров и театральных педагогов, но все-таки нужно, чтобы какой-то сегмент репертуара составляли его спектакли.

- Недавно у нас завершился конкурс «Лучшая театральная работа года», на котором этот театр ничего не получил, но он впервые принял в нем участие наряду со всеми профессиональными театрами Омска. Было много предвзятых мнений: а стоит ли?.. Я считаю, что если есть театр, он должен участвовать в общем театральном процессе. Правильно ли мы сделали, что включили его в афишу?

- Конечно. Понятно, что мы сейчас присутствуем при каком-то старте и не можем пока сказать – получится ли у ТОП-театра реализовать свои планы. По крайней мере, видно, что есть потенциал, и это главное. Здесь молодые ребята, молодой театр, гораздо труднее было бы произвести перемены в большом, неповоротливом академическом государственном театре.

- Перейдем к другой теме. Хочу вас посвятить в ситуацию, для нас очень болезненную. Вы знакомы с театральной жизнью Омска не первый год, и бывали на спектаклях, которые мы привозили на «Золотую маску». И в принципе мне не нужно вас агитировать за то, что Омск – театральный город.

- Всем в пример всегда ставится ваша труппа академической драмы, об этом знают везде. Омск давно существует как один из знаковых театральных адресов. Если меня спросят сейчас про театральную провинцию в Москве, я начну разговор с Омска, потому что известно, что здесь сильные театры, много «Золотых масок».

- Но вдруг мы столкнулись с совершенно неожиданной ситуацией. Есть мнение, что на каком-то этапе наш театральный менеджмент, который сейчас настолько разнообразен и интересен, дал сбой. Где-то мы по старинке позиционируем себя и уже почиваем на лаврах того, что достигли. Как вы думаете, насколько сегодня зависит от театрального менеджмента успешность театра? Какие из его приемов сегодня для вас являются наиболее интересными?

- Последний сезон в этом отношении абсолютно революционный для московских, питерских театров. Вообще что-то стало вдруг происходить всюду и одновременно. Отношение к этому различное, сейчас происходит размежевание мнений среди критики, и это тоже свидетельствует о том, что происходит какая-то «революция». В Москве, например, одним из важных событий стало реформирование Театра имени Гоголя и открытие на его месте Гоголь-центра, художественным руководителем которого является Кирилл Серебрянников. К режиссеру Серебренникову можно относиться очень по-разному, и я далеко не все его спектакли принимаю. Знаю и более резкие мнения, чем мое. Но что несомненно следует поставить ему в заслугу – он очень талантливый театральный менеджер. Я знаком с проектом «Платформа», который он делал, и я видел, что туда стала приходить другая публика. Важно, что он пытается сблизить жанры – устроить под одной крышей театр, кино, представлять выставки, современную музыку, собрать вместе интеллектуальную молодежь. Выстраивается некая цепочка: если ты пришел сегодня на выставку, ты пойдешь завтра и в театр.

Сейчас Гоголь-центр преобразился совершенно, и даже внешне не выглядит затхлым театром вчерашнего дня. Это ведь был абсолютно провинциальный театр, находящийся в Москве, - провинциальный по всем показателям. Сегодня это действительно молодежная история, сделана попытка устроить что-то необычное за кулисами, в цехах. У себя в театре они показывают кинопремьеры для гостей, потому что кинопрокатчики заинтересованы в этом.

В других театрах стало модным делать новые экскурсионные программы, неожиданные вещи – например, ночь в театре 27 марта, открытые репетиции для зрителей. Существует много манких приемов, которые позволяют театру не стоять на месте, и мне это нравится.

- Может, и нам стоит чему-то поучиться.

Беседовала Елена Мамонтова

Глеб Ситковский - член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» в 2013 году. Театральный критик, автор журнала «Театр», газеты «Ведомости», интернет-портала «Openspace.ru».