ДОКУМЕНТЫ ПЛАНЫ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОНТАКТЫ
Главная страница
События
Афиша
Официально
Организации культуры
От первого лица
Проекты
Фестивали и конкурсы
Издательская деятельность
Журнал
"Омск театральный"
Журнал
"Литературный Омск"
Журнал
"Омское наследие"
Фотогалерея
Обратная связь
Поиск по сайту
Защитите детей в Интернете
Защитите детей в Интернете
Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
Защитите детей в Интернете Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
1



Владимир Золотарь о концепции развития театра

3 декабря в Министерстве культуры Омской области состоялся брифинг с участием победителей конкурса на замещение должностей руководителей государственных учреждений. В течение двух часов в присутствии прессы новые директора учреждений культуры представляли концепции развития театров, музеев, дворцов искусств.

По результатам конкурса новые руководители были выбраны для Омского ТЮЗа, музея «Либеров-центр», Дворца искусств имени А.М. Малунцева, Дворца искусств «Сибиряк». С директорами театра куклы, актера, маски «Арлекин», «Пятого театра», «Галерки», Музея К. Белова, Омского Дома Дружбы, по решению конкурсной комиссии, продлен контракт. Победитель на должность Северного драматического театра имени М.А. Ульянова не выявлен.

Очень развернуто представил свою концепцию Владимир Золотарь, ставший художественным руководителем Омского театра юных зрителей. Золотарь окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (класс Г.Р. Тростянецкого). Начинал работу в театрах Санкт-Петербурга: «Комедианты», театр им. Ленсовета, театр «Особняк». Ставил спектакли в Барнауле, Нижнем Новгороде, Перми. Является обладателем престижных театральных премий, в числе которых Национальная театральная премия «Золотая маска».

- На конкурсном собеседовании я сразу же сказал комиссии, что безусловно иду на должность художественного руководителя учреждения, а не директора, поскольку я практикующий режиссер с опытом работы главного режиссера. Поэтому и концепция, которую я предлагал на рассмотрение комиссии, – это концепция художественного толка.

У детского театра, в отличие от «взрослого», то есть драматического, всегда был и есть обходной маневр в деле организации зрителей, такая своего рода лазейка, а именно: распространение билетов через школы, детские сады и организация знаменитых культпоходов. Мы никаким образом не отменяем сотрудничество со школами. Но, на мой взгляд, детский театр обязан искать иные формы работы со зрителем, привлечения аудитории, а значит, детский театр может изменить само направление работы. ТЮЗ сегодня, начиная активно работать со школой, сам не замечает, как адрес его обращения меняется – он уже ориентируется не на детей, а на учителей. Мы можем в этом убедиться, просто открыв сайт театра – его стилистика больше близка именно учителю. В конечном итоге диалог театра со своим непосредственным зрителем – детьми, начинает обезличиваться, обесцениваться. А ведь на самом деле сегодняшний зритель – и особенно ребенок – приходит в театр в первую очередь за коммуникацией, общением. Это то, чего нам на самом деле не хватает в жизни, а театр, как ни какой другой вид искусства компенсирует нам его, давая возможности личностного, содержательного общения.

Ребенок с первого своего прихода в театр должен чувствовать, что это диалог, который ведут с ним лично, чувствовать эту заботу и заинтересованность. Более того – понимать, что от него вообще в какой-то степени театр зависит, он здесь важен. Эта важность для ребенка, подростка очень значима.

Я предлагаю несколько основных путей развития театра для детей. Первое. Очень важно понять, что театр, который настроен на активный, вдумчивый диалог с юным зрителем всех возрастов, в сегодняшних условиях не должен исчерпываться спектаклями. Он может начинаться с общения в фойе, и не заканчиваясь обсуждением спектаклей с малышами 3 лет, продолжаться диалогом на всех уровнях. Я предлагаю концепцию театра как открытого пространства, в котором есть не только утренние и вечерние спектакли. В театре должна постоянно кипеть жизнь, вплоть до организации экспозиций современного искусства для детей и небольших библиотек с детскими изданиями, а также мероприятий, создающих некий художественный контекст.

Необходима программа, связанная с разными возрастами. Если это очень маленькие зрители, то нужно понять, что их никоим образом не обслуживает большая сцена. Когда ребенок приходит в пространство большой сцены, контакта не возникает – артист от него далеко, он безличен, не понятен. Контакт с маленьким ребенком может возникнуть только в очень камерных пространствах. Это может быть любой уголок фойе, где находится не более 15-20 зрителей. Для них небольшая компания артистов рассказывает очень простую историю, общаясь индивидуально. Это все должно начинаться с того, как детей встречают на входе в театр. В финале ребенку можно предложить очень простое участие в этом процессе.

У нас в Нижегородском ТЮЗе шел замечательный спектакль «Слон Хортон», где был прекрасный финал. На площадке был установлен маленький шатер с множеством пришитых пуговок. До поры до времени было непонятно, что это за пуговки. А потом, в финале спектакля, артисты очень мягко подводили детей к совместному действию: видите эти пуговки? Это звезды. Эти звезды пришивают все друзья слона Хортона. Мы можем дать вам пуговку. Если вы хотите, можете пришить свою пуговку – это будет ваша именная звезда. Ребенок уходил не только с ощущением спектакля, но и с ощущением причастности. Это театр, который для него приоткрыл свою магию, впустил его туда. И тогда у ребенка возникает желание вернуться.

Для ребят постарше мы уже имеем право расширить пространство, но это все равно еще не большая сцена. Мы рассматриваем тот возраст, когда ребенку интересно что-то потрогать, пощупать, понять, как это устроено. И здесь возникают самые разные способы работы с ним, такие как экскурсии по театру, знакомство с цехами, гримерками. Полезно организовывать спектакли в несвойственных театральному преставлению местах, которые впускают ребенка в таинство театра.

Я мечтаю, чтобы в Омск приехала замечательный режиссер Полина Стружкова и поставила свой блистательный спектакль «Поход в Угри-Ла-Брек». Это пример того, как сегодня можно работать с детьми в таком сложном возрасте. «Поход в Урги-Ла-Брек» – это тончайшая пьеса для детей, которая говорит о сложном, хрупком опыте первой детской потери. Весь сюжет строится вокруг того, что родители двух детей, приводят в дом дедушку, которого дети раньше не знали, потому что он жил далеко. Дедушка болеет, теперь ему нужно жить с родителями. И вот наступает момент, когда он исчезает. Дети еще не знают, что есть такое понятие, как смерть. Родители ничего по-человечески им объяснить не могут, и ребята предпологают, что дедушка отправился в деревню Урги-Ла-Брек. И они должны его найти, чтобы попросить вернуться. Полина Стружкова соединила очень трогательную историю о постижении первой детской потери с путешествием по театру, Зрители вместе с актерами проходят по всем закоулкам – трюм, закулисье, фойе… Наконец, в уголке трюма они находят дедушку, который говорит – теперь я буду жить здесь, жизнь так устроена, приходится расставаться. В конце концов они возвращаются обратно на сцену – домой, к потерявшим их родителям. Это тот самый неформальный подход, очень внятный, постигающий психологию ребенка, способы его познания мира через театр.

Для подростка мы уже можем открыть большую сцену. Это сложная категория зрителей и здесь нужно очень четко подбирать материал. Откуда этот вечный набор названий «Том Сойер», «Пеппи Длинный чулок», «Пятнадцатилетний капитан»? Потому что есть яркая история, придуманный мир, и в центре этой истории – близкий подростку персонаж, в котором он узнает себя.

Но избегать камерной сцены и сейчас нельзя. В этом возрасте детей надо увлекать театром, постоянно, на уровне самых разных программ, конкурсов и пр. Условный пример - замечательная акция, которая была реализована в Перми и Красноярске. Под руководством хороших драматургов, пишущих для подростков, дети сочиняют пьесы, а профессиональные артисты их потом разыгрывают. Такое включение ребенка в театр, в творчество очень важно.

Обязательно нужна читка современных пьес для детей и подростков, причем эти читки должны быть открыты для наших зрителей, мы должны активно их приглашать туда, чтобы они «голосовали» за то, что хотят увидеть в будущем. Создание у них чувства причастности – это одна из главных задач детского театра на сегодня.

Далее – работа со старшими школьниками и молодежью. Здесь опять-таки очень важную роль играет камерное пространство, если мы говорим про современную драматургию. Мы должны этот текст сопровождать очень подробным общением, обсуждением проблематики спектакля. Это нужно делать через сложные контакты – от кураторства серьезных искусствоведов и театроведов, которые ведут обсуждение, до приглашения лидеров мнения – людей, популярных в молодежной среде. Они тоже должны высказать, интересно им то, что они увидели, или нет.

На большой сцене должен быть представлен хороший, внятный набор классической литературы и драматургии, прежде всего русской, для широкой молодежной аудитории. Подчеркиваю, для молодого зрителя очень важен неформальный подход в любой классике, мы не должны дублировать школьный учебник, что часто ТЮЗ начинает делать. Задача театра – помочь ребенку, затем подростку, юноше, научиться мыслить свободно вне штампов, вне навязанных концепций. И театр должен создавать для них это пространство для обсуждения, для спора, иногда – для спора с тем же школьным учебником. Это очень важная функция детско-юношеского театра сегодня.

Для того чтобы все реализовать, необходим приток молодых режиссерских сил, а с этим очень большая проблема. Как правило, молодой режиссер, носитель сегодняшнего драйва, сегодняшнего ощущения жизни, не очень охотно идёт ставить в детский театр, обычно он идёт с мыслью: «Я поставил детский спектакль хорошо, за это худрук или главный режиссер пригласит меня наконец-то на что-то серьезное». И всё-таки мы видим яркие имена – Юра Олесин, московский режиссер с принципиально детским театром, Полина Стружкова, которая уверена, что ее призвание – детские спектакли, прекрасные, очень неформальные, с исследованием детской психологии и форм общения с ребенком.

Обязательной составляющей должна быть режиссерская лаборатория в театре. Если театр хочет к своему репертуару и общению со зрителем подходить неформально, он должен по сути сам создавать себе режиссеров. Мы приглашаем желающих из выпускных курсов московских, питерских и прочих вузов режиссеров, и они делают эскизы работ по драматургии для детей и юношества. Лучшие работы найдут продолжение. Это очень важно – круг режиссеров может быть очень маленьким, но это те люди, которых мы для себя и для детского театра уже открыли.

Детский театр обязан быть театром-лабораторией, создавать себе «инвентарь», язык, способы разговора со зрителем, чтобы не находиться на уровне приевшегося штампа детского утренника с толпой детей из школы, пришедших почти принудительно.

Очень важным должен стать фестиваль, о котором мы думаем сегодня. Мы его условно называем «Новые театральные технологии в области детского театра». Фестиваль состоит из двух программ. Первая – зрительская, которая имеет под собой некую образовательную основу, потому что она представляет небольшой набор образцовых спектаклей разных форм – большая, малая... Очень важно охватить весь круг форм возможной работы со зрителем – вот спектакль для самых маленьких, вот вербатим в условиях детско-юношеского театра и т.д. Все это должно сопровождаться обсуждениями с публикой и самое важное – обсуждениями с труппой. Вторая часть – образовательная, мастер-классы с крупнейшими педагогами, режиссерами, лектории, семинар о проблемах и языковых инструментах детского театра.