ДОКУМЕНТЫ ПЛАНЫ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОНТАКТЫ
Главная страница
События
Афиша
Официально
Организации культуры
От первого лица
Проекты
Фестивали и конкурсы
Издательская деятельность
Журнал
"Омск театральный"
Журнал
"Литературный Омск"
Журнал
"Омское наследие"
Фотогалерея
Обратная связь
Поиск по сайту
Защитите детей в Интернете
Защитите детей в Интернете
Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
Защитите детей в Интернете Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
1



Виктор Лапухин

Материальная база для высокого искусства
 
Беседа с министром культуры Омской области Виктором Лапухиным
 
– В Омской области неизменно отмечается особый уровень отношения власти к культуре, традициям, к жителям области, которые эти традиции сохраняют. Чем для Вас лично ценно культурное наследие региона?

– Всем давно известно, что область в масштабах страны, да и не только страны, отличается от многих субъектов Федерации успехами, достижениями в театральном развитии. Это факт, который никак нельзя обойти. 
   
Академический театр драмы на протяжении не одного десятилетия  доказывает театральному сообществу России, что является одним из лучших провинциальных театров страны. С этим согласны сегодня все известные издания, в том числе журнал «Forbes». И мало того, это отмечается Министерством культуры России, о чем говорит получение премии Правительства РФ имени Ф. Волкова, гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов.
 
Наши фестивали «Академия», «Молодые театры России», «Панорама музыкальных театров», «В гостях у «Арлекина» могут считаться настоящими брендами не только театрального региона, они уже известны в мире.
 
В сфере народного творчества мы можем гордиться тем, что в свое время именно в Омской области зародилась идея проведения фестиваля «Душа России». Есть регионы страны, которые об этом давно забыли, но наш фестиваль «Душа России», где представлено все народное творчество региона, живет. И кульминацией этого ежегодного фестиваля становится праздник «Певческое поле». Теперь мы ищем какие-то другие формы его проведения. Но, несомненно, это то, что нужно сохранять и развивать.
 
Мы можем говорить о серьезных достижениях в сфере художественного образования, обучения наших детей, подрастающего поколения. В регионе действуют 75 школ искусств. В каждом муниципальном образовании есть школа искусств, а то и не одна. В городе их –  45. Да, наверное, мало. Но не нужно их искусственно насаждать. Надо очень внимательно продумать, в каком округе города и на какой материальной базе  создавать эти школы, как решать вопросы технического обеспечения, привлечения педагогов. Важно, чтобы дети получали действительно современное образование и школа отвечала всем требованиям художественного образовательного процесса.
 
Губернатор поставил задачу перед всеми министерствами, перед всем правительством – разработать туристический кластер. И не просто разработать, а внедрить. Это предполагает широкое привлечение туристов, прежде всего иностранных. А вслед за туристами, через культуру в регион поедут и инвесторы. Это тоже большой проект, который надо реализовать.
Я недавно был в Тюкалинске, встречался с главой Тюкалинского района. Тюкалинск образован в 1759 году, а статус города получил в 1823 году по указу царя Александра I. У района историческое, культурное наследие, которое надо сохранять.
 
И если говорить в целом о туристическом комплексе, туристическом маршруте, то в него могут входить Омск, Тюкалинск, Сибирский тракт, Большие Уки, Большеречье, Тара, Муромцево, Окунево и прочее. У нас есть возможности для реализации такого проекта, над ним нужно работать.

– Вступив в должность министра культуры Омской области, какие задачи Вы перед собой поставили? Что хотите изменить?

– Перед Правительством Омской области стоит задача до 2018 года поднять среднюю зарплату в регионе (она по прогнозу составит 44,5 тысячи рублей). В 2013 году средняя заработная плата должна увеличиться почти на 30 процентов. Для работников культуры она вырастет только до 10,9 тысячи рублей, в отличие от сегодняшних 10,3. Тем не менее заметно вырос уровень оплаты труда учителей, педагогов дошкольного образования. В здравоохранении этот вопрос тоже решается.
 
У работников культуры не так все просто. Я понимаю, что в Омской области просто нет денег, чтобы на 2 – 3 миллиарда к 2018 году повысить фонд оплаты труда. Но надо эти вопросы решать, и прежде всего министру, согласно Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года.

– Есть пути решения этой задачи?

– Дело в том, что здесь без федеральных дотаций не обойтись. Можно действовать силами указов, но тогда все остальное придется заморозить и только повышать оплату труда в социальной сфере.
 
Как здравый человек, я понимаю, что в 2013 году утверждается бюджет на 60 миллиардов, но это только доходная часть – налоги еще надо собрать. А  расходная часть бюджета утверждается с дефицитом. Поэтому на сегодняшний день просто нереально все бросить и повышать оплату труда. Необходимо думать и о ЖКХ, и о дорогах, и на все это один бюджет.

– Над чем еще Вам как министру важно работать сегодня?

– На сегодняшний день оставляет желать лучшего сохранение всего культурного наследия региона, а значит, памятников истории, археологии, архитектуры. Средства на реставрацию и сохранение культурного наследия в городе и области выделяются не очень большие. Поэтому нужно сейчас принимать просто экстренные меры, чтобы сохранить его для тех, кто придет после нас. К тому же, без этого невозможно будет решить задачи, связанные с развитием туристического кластера.
 
Материальная база учреждений культуры муниципальных образований требует серьезного внимания. Мы будем добиваться принятия целевой долгосрочной программы по строительству, капитальному ремонту этих объектов, по решению проблем противопожарной безопасности, доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями. Это тоже очень большие средства, но надо что-то решать. А просто выполнять текущую работу – какой смысл?

– Существуют ли механизмы решения задач в сфере муниципальных образований?

– Механизмы существуют. Мы уже озвучили в первом приближении программу по улучшению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры на 2014 – 2018 годы. Программа практически разработана. Если правительство ее примет, мы сдвинем с мертвой точки решение вопроса материальной базы учреждений.

–Хотелось бы подробнее поговорить про объекты культуры муниципальных образований. К примеру, Вы были в Лукьяновском казачьем сельском поселении, селе Генераловка. Там досуговое учреждение находится в здании школы, но поднимался вопрос о строительстве нового здания, уже заложен фундамент. Что планируется делать дальше?

– Это не миллион рублей, не два, строительство нового здания – это сотни миллионов. Если правительством будет принята программа, о которой мы  упомянули, то в нее должен войти этот Дом культуры. У нас таких Домов культуры в области очень много. Есть объекты, строительство которых начато еще в советское время и заморожено. Тот же Дом культуры в селе Побочино Одесского района: двадцать лет там все стоит. Район в принципе сам завершает ремонт, но им надо помочь средствами из областного бюджета.

– Есть ли еще объекты в муниципальных районах, строительство или ремонт которых могут быть завершены в ближайшее время?

– На эти цели на 2013 год всего выделен 31 миллион рублей. В прежние годы выделялось по 20 миллионов. А у нас 32 района – получается, грубо говоря, по миллиону на каждый. Как можно «размазать» эти миллионы на всю область?
 
Но все равно что-то мы делаем. Скажем, в Называевке в 2013 году будет завершен ремонт Жирновского сельского Дома культуры. Хороший дом культуры, там замечательный хор, там занимаются народным творчеством. У них протекала кровля, мы завершили ее ремонт в этом году. Выделяем им деньги и сейчас, чтобы они закончили ремонтные работы полностью.
 
Требует ремонта Старинский сельский Дом культуры в Называевском районе, построенный еще в советское время. Сейчас он не работает, а село большое, но нет даже места, где бы молодежь могла собраться. Думаем над этим вопросом, распределяем деньги.
 
Дом культуры Нижнеомского района нуждается в капитальном ремонте помещений, максимально будем стараться выделить средства. Этот ДК ремонтируется уже около 15 лет, работы никак не завершатся.
 
Точно будет Дом культуры в селе Ростовка Омского района. Им нужно три миллиона, и ремонт будет завершен. Они очень много сделали сами. Им выделяли средства по крохам и в 2011, и в 2012 годах. Но район вложил туда свои деньги, и теперь у них остались только наружные работы. На следующий год запланирована замена окон на пластиковые и ремонт фасада. Мы нужную сумму дадим, чтобы летом этот Дом культуры уже ввести в эксплуатацию. Тем более своего Дома культуры в Омском районе нет, ДК в Ростовке станет базовым, так как он находится рядом с городом, он может стать центром, где мы могли бы проводить все наши фестивали, связанные с народным творчеством. И зал там большой – 400 мест.

– Очень много интересных идей рождается в профессиональной и непрофессиональной среде, но они рушатся о стену невозможности их экономически поддержать. Министерство культуры как-то преодолевает эту стену? Можно поддерживать творческие идеи своими силами здесь, в регионе?

– Если говорить о бюджетных средствах, министерство культуры может рассчитывать только на тот лимит, который ему отпущен. Серьезная задача министерства сегодня, и это задача министра культуры – вести работу по государственно-частному партнерству. В нем я вижу решение многих проблемных вопросов в культурной сфере.
 
Да, скажем, у нас сегодня не на уровне законодательная база в отношении налогообложения для организаций и людей, которые заинтересованы в меценатстве, которые выступают спонсорами культурных проектов, занимаются благотворительностью. Значит, надо изменить Налоговый кодекс так, чтобы у тех, кто вкладывает деньги в развитие  искусства, были определенные льготы. Европа этим живет. К слову, в Германии существует попечительский совет театра в Берлине, который и осуществляет финансирование учреждения. В совет входят бизнесмены, состоятельные организации.
 
Конечно, у нас иначе строится государственная система. Но если ввести  льготы для людей, нацеленных на поддержку культуры, они с удовольствием будут это делать. Сегодня, даже при отсутствии этих законов, определенные люди способны вкладывать деньги в культуру только потому, что они хотят видеть достойное будущее своих детей.
 
Чем больше мы сегодня привлечем таких партнеров, тем лучше будем жить. Живет же Европа на частном бизнесе, который вкладывает много и в фестивальное движение, и театральное, и в музейную, выставочную деятельность. А у нас это просто на нуле в государстве в целом и в нашей области в частности.

– Полгода в должности министра уже за плечами, отработано достаточно много времени. На чем бы Вы остановились из пройденного?

– Летом мы провели фестиваль «Академия», и наше театральное сообщество, интеллигенция высоко его оценили.
 
Совсем недавно нам удалось реализовать крупный проект «Утренняя звезда». Да, не без помощи губернатора, сенатора. Но этой идеей в свое время «заболело» все руководящее звено, а потом и общество. Это длительный, очень интересный проект, и мы все понимаем, что к нему нужно будет возвращаться. Теперь в масштабах региона надо раз в два или три года такой проект реализовывать. Пусть это будет не «Утренняя звезда в Омске», а что-то другое. Но его надо повторять, потому что он стимулирует детей заняться творчеством, стимулирует их родителей – отвести ребенка в школу искусств.
 
Сейчас мы готовимся к презентации Омской области на XVI фестивале российского искусства в Каннах. Это очень серьезный проект, над которым нужно много работать. Все, что у нас накоплено, весь наш «золотой запас» мы должны показать в Европе. Проект как раз будет строиться на государственно-частном партнерстве. Если удастся все реализовать на высоком уровне, то можно думать и о других масштабных проектах, где предусмотрен этот вид сотрудничества.
 
И кроме этого, я почему-то больше всех остальных уверен, что именно через искусство и культуру инвестор придет в регион. Если человек, обладающий миллионным состоянием, видит, что здесь народ поет песни, он понимает – регион живет хорошо. Значит, надо туда поехать, что-то построить, что-то сделать.

– Под занавес года в Омском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Бег» в постановке Георгия Цхвиравы. Хотелось бы, чтоб Вы высказали свое мнение по поводу премьеры.

– Это большая, серьезная работа. И главное то, что Георгий Зурабович заявил о себе как большой профессионал. Надо учесть также, что спектакль создавался очень хорошей командой: художник Эмиль Борисович Капелюш, художник по костюмам Юрий Сучков, художник по видео Александр Малышев.
 
Мне кажется, что очень хорошо поработал над образом Михаил Окунев. Илона Бродская тоже достойно работала в спектакле. Но, по большому счету, у некоторых исполнителей все-таки не хватило глубины.
Наверное, зрители, которые ходят в драму, такой спектакль давно ждали. Хотя можно согласиться с тем мнением, что это спектакль не фестивальный. Но и для труппы, и для омичей – это достойная постановка.
 
Можно много говорить о высоком искусстве, но оно развивается тогда, когда есть очень хорошая, крепкая, материальная база. И когда есть коллектив, который, используя эту базу, может создать серьезное произведение, востребованное публикой.