ДОКУМЕНТЫ ПЛАНЫ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОНТАКТЫ
Главная страница
События
Афиша
Официально
Организации культуры
От первого лица
Проекты
Фестивали и конкурсы
Издательская деятельность
Журнал
"Омск театральный"
Журнал
"Литературный Омск"
Журнал
"Омское наследие"
Фотогалерея
Обратная связь
Поиск по сайту
Защитите детей в Интернете
Защитите детей в Интернете
Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
Защитите детей в Интернете Министерство образования Омской области разработало памятку, фокусирующую внимание родителей на мерах, с помощью которых можно обеспечить безопасность детей в сети Интернет. Компактная памятка, которая всегда будет под рукой, получит самое широкое распространение, а с родителями встретятся школьные педагоги. Памятку и другие материалы можно найти на странице "Службы медиации в образовании" раздела "Отраслевая информация" на официальном сайте министерства образования
1



Доклад Министра культуры Омской области В. А. Телевного

25 марта 2009 года Коллегия Министерства культуры Омской области

О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Уважаемые коллеги!

Ровно год назад, на итоговой коллегии Министерства, мы с вами говорили о том месте и роли, которые отводятся культуре в жизни нашего региона. Говорили о признании важности миссии, выполняемой работником культуры и искусства в деле сохранения и приумножения культурного и духовно-нравственного потенциала Омской области.

Несомненно, в этом плане трудно переоценить значение реализации в Омском Прииртышье собственного "национального" приоритетного проекта в сфере культуры. Его провозглашение Губернатором Омской области Леонидом Константиновичем Полежаевым стало своевременным шагом, благодаря чему омская культура смогла заявить о себе как о стратегическом ресурсе социально-экономического развития нашего региона.

В прошлом году в области впервые принят закон о реализации трехлетней целевой программы в сфере культуры, приоритетными направлениями которой стали: поддержка профессионального искусства и самодеятельного художественного творчества, этнокультурное развитие народов Омской области, сохранение и популяризация объектов культурного наследия и музейного фонда Омской области, внедрение современных технологий и увеличение информационных ресурсов отрасли культуры, поддержка и развитие материально-технической базы учреждений культуры, Развитие кадрового потенциала отрасли культуры.

Уже сейчас Министерством начата работа по продлению срока действия целевой программы на пять лет. В неё также войдут утвержденные в прошлом году распоряжением Правительства Российской Федерации мероприятия, связанные с подготовкой и празднованием 300-летия основания города Омска, – получившие широкую известность и признательность культурной общественности международные и всероссийские театральные фестивали, музейные проекты, реставрация объектов культурного наследия и строительство новых объектов культуры.

При этом, отмечая имеющиеся заслуги и накопленный опыт, мы с вами говорили о необходимости внедрения в практику таких форм и методов работы, которые позволяют не только сохранить достигнутое, но и двигаться вперед, развиваться, в полной мере отвечать на запросы времени.

Один из таких ответов – идея провести Дни культуры в Омской области, которая, благодаря нашим с вами усилиям, теперь уже воплотилась в жизнь. У каждого омича, благодаря масштабности этого проекта, в течение нескольких дней была возможность не только ознакомится с творческими достижениями своих земляков, но и приобщиться к ним в самых различных формах.

Кульминацией Дней культуры стала областная выставка "Омская культура: время созидания". Разумеется, на ней представлена лишь часть того потенциала, которым располагает культура нашего региона. Однако и в таком варианте, она демонстрирует бесценное достояние Омской области. Наше с вами достояние, что мы храним, развиваем и передадим нашим детям и внукам.

Каждый из нас имел возможность ознакомиться с выставкой, представившей все направления сферы культуры и искусства, творческие проекты, получившие высокие оценки российской и мировой культурной общественности и формирующие позитивный облик Омского региона.

Отражены в ней и успехи 2008 и начала этого года. Такие как:

Первый Международный театральный фестиваль "Академия", филармонический проект "Новая музыка", Третий международный фестиваль приграничных территорий в Нововаршавском районе, гастрольный тур Омского симфонического оркестра по городам Италии, "Певческое поле", выставки омских художников в Новосибирске и Москве, "Литературный экспресс", выставки "Прирастая Сибирью" музея имени Врубеля в Санкт-Петербурге и ГИМовская "Сибирское взятие" в историко-краеведческом музее в год его 130-летия, завершение издательского проекта "Антология семейного чтения", гран-при, завоеванный государственным детским ансамблем в Болгарии, Первый международный конкурс юных скрипачей имени Янкелевича и многое, многое другое.

Выставка стала не только площадкой для показа наших с вами достижений, но и своеобразным форумом для дискуссий, обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов современного состояния и перспектив развития омской культуры.

И в этой логике вполне оправдано, что сегодняшнее заседание коллегии Министерства проходит именно здесь.

Наши достижения, результаты нашей совместной деятельности по формированию единого культурного пространства Омской области в буквальном смысле очевидны. И на этом фоне тем более целесообразно обратить внимание на ряд актуальных проблем, требующих тщательного рассмотрения в силу их значимости и высокой степени влияния на проходящие в регионе культурные процессы. Их решение во многом зависит от нашего с вами понимания важности поиска и выстраивания в нынешних условиях логичной и рациональной, эффективно функционирующей системы управления в сфере культуры и искусства. Управления, ориентированного на конечный социальный результат – доступность и качественность предоставляемых населению Омской области культурных услуг.

Первая проблема актуальна для всей отрасли культуры, так как затрагивает вопросы её гибкости и возможностей изменяться в соответствии с запросами времени, которое требует неуклонного роста конкурентоспособности, постоянных прорывов вперед без оглядки на сегодняшние лавры.

В этой связи со всеми руководителями подведомственных Министерству учреждений в сфере культуры проведены совещания по определению перспектив и новых подходов в работе. Отмечен дефицит новаторских идей при организации и проведении мероприятий с использованием собственных ресурсов, дефицит новых программ и имен, способных развить имеющиеся у нас традиции и достижения.

Реализация на территории Омской области крупномасштабных проектов с участием приглашенных со стороны ведущих творческих коллективов и исполнителей убедительно свидетельствуют о необходимости постоянно повышать уровень мастерства омских деятелей культуры и искусства, не допускать таких, к примеру, ситуаций, когда прославленный, знаковый для Омского Прииртышья коллектив оказывается неспособным дать на своей базовой площадке более десятка концертов в год, не говоря уже о том, чтобы зарабатывать своими выступлениями за пределами региона.

Конечно же, проблема такого рода кроме творческой, маркетинговой имеет и кадровую составляющую, замыкаясь на кадровую политику Министерства в целом, речь о которой пойдет ниже. Но уже сейчас скажу: если кто-либо из руководителей не понимает или не справляется с задачами, которые ставятся перед управленцами сегодня, считает, что собственный интерес важнее – он должен найти себе другое место работы!

Сегодня и от Министерства и от руководителей учреждений в сфере культуры требуется понимание особой ответственности в организации своей деятельности.

В рамках определения дальнейших перспектив нам с вами необходимо изучить возможности, которые предоставляет Федеральный закон № 174 от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях" с целью использования его нынешнем году. Для этого необходимо изучить уже существующий опыт ряда регионов, в первую очередь Томска, Алтая, Новосибирска, которые в качестве эксперимента перевели ряд учреждений культуры в автономные.

В соответствии с законодательством автономные учреждения могут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от последних они обладают большей свободой в отношении переданного им имущества в достижении поставленных перед ними целей.

При этом изменится схема финансирования данных учреждений. Финансовое обеспечение будет осуществляться из соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Думаю, что в ближайшее время необходимо организовать проведение круглого стола с участием руководителей государственных учреждений культуры, органов управления культуры всех муниципальных образований, специализирующихся по данному вопросу юристов, с целью всестороннего рассмотрения возможности реализации данной практики на территории Омской области.

В настоящее время в целях повышения эффективности использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов Министерством ведется работа по подготовке и внедрению в практику системы управления отраслью, ориентированной на результат. В рамках реализации 825 и 607 указов Президента России Министерством формируются рейтинговые оценки результативности деятельности в разрезе муниципалитетов, позволяющие осуществлять системный анализ.

Начата активная работа по формированию для бюджетных учреждений государственных заданий на оказание государственных услуг в сфере культуры, включающих показатели, характеризующие их качество и объем.

В 2008 году в ходе формирования проекта бюджета на 2009 год была проведена оценка потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства, в натуральном и стоимостном выражении.

В этой связи в ближайшее время необходимо внести изменения в приказ Министерства «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Омской области в сфере культуры, и региональных стандартов государственных услуг в сфере культуры» в части уточнения перечня государственных услуг.

Еще одна актуальная проблема – формирование на территории Омской области административно-управленческих механизмов и нормативно-правовой базы обеспечивающей сохранение, популяризацию и государственную охрану культурного наследия.

Её решение напрямую связано с вопросами реализации Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и передачей на уровень субъекта ряда федеральных полномочий.

Министерством в ходе практической работы выявлен ряд неурегулированных вопросов. На сегодняшний день на федеральном уровне не утверждены такие подзаконные акты как Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия и Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов.

Их отсутствие существенно осложняет работу в данной сфере. Так, отсутствие порядка проведения историко-культурной экспертизы не позволяет в настоящее время устанавливать постоянные зоны охраны объектов культурного наследия, так как основанием для принятия проекта зон охраны является положительное заключение данной экспертизы. По той же причине возникают вопросы и у судебных органов при рассмотрении исков Министерства.

В целях приведения областного законодательства в соответствии с федеральным и сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Омской области, Министерством разработан проект закона Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области".

Его принятие позволит определить либо конкретизировать порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, выдачи Министерством заданий и разрешений на проведение работ по их сохранению. Введение жесткой регламентации действий собственника исключит проведение на памятниках несанкционированных работ, а закон в целом усилит позиции региональной власти по отношению к недобросовестным собственникам и пользователям памятников, застройщикам, которые ставят свои материальные интересы выше национального достояния.

Для обеспечения на территории Омской области сохранности памятников истории и культуры в их исторической среде Министерством практикуется разработка временных границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и временного режима использования земель в границах данных зон. На сегодняшний день постановлениями Правительства Омской области установлены охранные зоны 168 объектов культурного наследия, расположенных на территории города Омска.

Министерство последовательно продолжает эту крайне необходимую сейчас работу. Ведь ни для кого не секрет, что город расстраивается, ведется плотная застройка его центральной – исторической части. Сохранение неповторимого облика областного центра посредством охраны объектов культурного наследия, их реставрации и восстановления, регулирования использования их и прилегающих к ним территорий – вот наша задача. Особенно она актуализируется в период подготовки празднования 300-летия г. Омска. То, каким через 7 лет подойдет он к своему юбилею, во многом решается уже сейчас.

Промедление в решении вопросов сохранения объектов культурного наследия – археологических и архитектурных памятников – опасно тем, что приводит к непоправимым последствиям – их утрате. На сегодня темпы износа объектов культурного наследия значения превышают темпы восстановления. И главным здесь должно стать понимание того, что изменить эту тенденцию только увеличением прямого бюджетного финансирования невозможно.

Сегодня Министерство создает систему мер, обеспечивающую партнерство в этом направлении государственных органов власти, муниципалитетов и представителей частных собственников. Систему, которая позволит исключить из практики массовую распродажу зданий-памятников без учета их специфики и запущенное состояние большинства муниципальных объектов. Исключить пассивность властей в ситуации агрессивной коммерческой застройки исторического центра города Омска, в том числе и без всякой разрешительной документации. Исключить прямой вандализм, когда в целях коммерческой выгоды уничтожаются объекты культурного наследия.

Дело это во многом для нас новое и требует выработки соответствующих правовых актов, административной и судебной практик. Но первый необходимый опыт нами уже наработан.

Не менее актуальна и проблема сохранения такой части культурно-исторического наследия как музейные предметы и коллекции. Не случайно решение о проведении комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в музейных фондах, было принято на уровне Правительства РФ. В этой связи Министерством была организована работа по проведению комплексной проверки фондов государственных и муниципальных музеев, прежде всего тщательной сверке наличия музейных предметов с учетной документацией. На данный момент проверка, в основном, завершена.

Наиболее неблагополучная ситуация в части выполнения положений и требований действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, других нормативных актов в сфере музейного дела была выявлена в районных музеях. Установлены нарушения ведения учетной документации, в том числе и специального учета музейных предметов, содержащих драгоценные металлы.

Почти полторы тысячи музейных предметов были учтены дважды. А более двух с половиной тысяч – не были обнаружены, как сказано в актах сверок – "по различным причинам". Не вдаваясь сейчас в подробности – вопрос о сохранности музейных фондов планируется рассмотреть на ближайшем заседании коллегии – скажу, что нам необходимо сделать всё, чтобы полностью исключить возрастание цифры музейных утрат, принять все меры к её снижению. Обращаю на это особое внимание руководителей Омского историко-краеведческого и Большереченского историко-этнографического музеев, внесших в список потерь наибольший вклад.

Одновременно в области была организована проверка обеспечения сохранности музейных ценностей на предмет технической оснащенности средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации зданий музеев и фондов. Составлены соответствующие акты.

Региональным министерством, муниципальными органами управления культуры и музеями принимались меры по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки. В каждом музее разработан конкретный план по устранению нарушений и замечаний, налажена периодическая отчетность об их исполнении.

Особое внимание уделяется улучшению условий хранения музейного фонда. За последние три года затраты на эти цели по государственным музеям составили свыше 20 миллионов рублей. В 2008 году были капитально отремонтированы (с заменой кровли и окон) здания историко-краеведческого музея и генерал-губернаторского корпуса музея имени Врубеля. Приобреталось новое выставочное, фондовое и реставрационное оборудование. Выделялись средства на внедрение автоматизированной системы учета, систем обеспечения безопасности. Показательно, что органами местного самоуправления на улучшение материально-технической базы районных муниципальных музеев в 2008 году было выделено свыше 8 миллионов рублей. Этот факт одновременно и радует, и настораживает, так как речь идет только об 11-ти муниципальных районах из 32-х.

Министерство будет продолжать работу по устранению выявленных недостатков, обеспечению физической сохранности и безопасности музейных фондов в соответствии с действующим законодательством.

Целевой программой "Культура Омской области" предусмотрены мероприятия по сохранению и пополнению музейного фонда, приобретению оборудования для хранения и экспонирования, комплектованию и реставрации музейных предметов. Кроме того, запланировано выделение средств на создание электронного каталога музейного фонда Омской области, что не менее важно для его сохранения.

Существенное отставание материально-технической базы и технического оснащения учреждений от современных требований является общей для всей сферы культуры проблемой.

В 2008 году на укрепление материально-технической базы учреждений культуры направляется около 20 процентов бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль культуры. Министерством осуществляется комплекс плановых мероприятий по реконструкции и ремонту объектов культуры, их оснащению.

Особенно в поддержке нуждаются учреждения клубного типа, расположенные на селе. Далеко не везде состояние и оснащение клубов отвечает требованиям времени и потребностям людей. Сегодня в области более тысячи ста учреждений культурно-досугового типа. И они являются на местах настоящими, и порой единственными, центрами культурной жизни.

При этом немаловажно, что такие центры есть не во всех населенных пунктах области. На сегодня 30 процентов населенных пунктов региона не имеют учреждений культуры. В целях обеспечения их населения культурными услугами необходимо принимать активные меры по использованию нестационарных форм обслуживания. Ежегодно в планы Правительства Омской области включаются мероприятия по проведению государственными учреждениями в сфере культуры выездных творческих акций на селе. Возобновилась практика выступления коллективов на полевых станах. Для обеспечения нестационарного обслуживания ежегодно выделяются финансовые средства для приобретения государственными учреждениями и муниципалитетами автотранспорта. В 2008 году успешно завершилась областная программа по приобретению для муниципальных районов автобусов "ПАЗ".

Министерством также формируется перечень муниципальных объектов, подлежащих финансированию за счет средств Областного фонда софинансирования расходов. В качестве приоритетных объектов определены районные дома культуры и культурно-досуговые центры, так как именно они являются головными структурами, осуществляющими координацию и информационно-методическое сопровождение деятельности учреждений клубного типа муниципальных районов.

Сегодня в Омской области отмечается высокий уровень участия омичей в культурной жизни региона. Во многом, благодаря отработанной системе проведения в течение всего года культурно-массовых областных фестивалей и праздников, среди которых «Душа России», «Единение», «Певческое поле». Это имеет большую социальную значимость и требует высокой активности не только самих омичей или органов государственной власти, но и других заинтересованных сторон – в первую очередь органов местного самоуправления. Пример тому, старт в нынешнем году в новом формате областного праздника "Душа России", получившего одобрение наших земляков.

Необходимо не просто организовать работу учреждений в сфере культуры и пребывания в них населения, а обеспечить качественное предоставление культурной услуги населению, предполагающее надлежащее исполнение своих полномочий в части культуры, в том числе и главами органов местного самоуправления. Отношение «по-хозяйски» к отрасли культуры должно стать неотъемлемой частью формирующейся управленческой системы в рамках проводимой административной реформы.

Сложная финансовая ситуация в решении проблемы укрепления материально-технической базы учреждений культуры требует мобилизации имеющихся ресурсов и толкового их использования. В области достаточно примеров как рачительного подхода к решению данного вопроса, так и его противоположностей, когда вместо ухоженных побеленных зданий и элементарно вымытых помещений клубных учреждений на селе, жителей встречают прогнившие полы и плесень на стенах. И лишь жалобы населения и вмешательство Губернатора и Правительства Омской области позволяет кардинальным образом решить вопросы с подобными негативами.

Техническое состояние зданий учреждений культуры напрямую связано с безопасностью пребывания в них людей и возможностью оказания услуг. В первую очередь это касается учреждений дополнительного образования детей, лицензирование деятельности которых зависит от этого. Эти вопросы стали отдельной темой обсуждений на встречах, состоявшихся со всеми главами муниципальных образований. И сегодня, я должен констатировать факт, что не все обязательства муниципалитетов по данному вопросу выполнены.

В ситуации быстрого распространения современных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с развитием систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, формированием автоматизированных рабочих мест, переводом библиотечных и музейных информационных ресурсов государственных и муниципальных учреждений в цифровую форму. Реализованные мероприятия целевой программы "Библиотека – XXI век" позволяет значительно расширить охват населения области деятельностью формирующегося регионального информационного ресурсного центра Президентской библиотеки.

В рамках создания условий для улучшения доступа населения Омской области к информационным ресурсам в сфере культуры особое внимание уделяется формированию библиотечных фондов.

Активно внедряется в практику передача книг, изданных при содействии Министерства, общедоступным библиотекам муниципальных районов и библиотекам общеобразовательных школ.

В 2008 году нами подписано соглашение с Федеральным агентством по культуре и кинематографии о выделении из федерального бюджета субсидий на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований.

К сожалению далеко не всегда соблюдались требования, предъявляемые к тематико-типологической структуре, хронологической глубине и полиграфическому исполнению приобретаемых изданий.

Не всеми районами выдерживался и принцип равномерности при распределении книг, приобретенных на средства межбюджетных субсидий (литература приобреталась в одном – двух экземплярах для центральной районной библиотеки).

Анализ состояния библиотечной сети, проведённый в ходе исследования «Библиотечная сеть Омской области в условиях реформы местного самоуправления» показал, что существующая библиотечная сеть сегодня не способна полностью обеспечить всему населению Омской области равный физический доступ к библиотечным ресурсам.

Сегодня жители 270 населенных пунктов Омской области не имеют возможности получать библиотечные услуги. Это 25 248 жителей, в том числе 3 486 детей в возрасте до 15 лет. Наибольшее количество таких населенных пунктов расположены в Нижнеомском (24), Тарском (24), Калачинском (20), Любинском (19), Омском (19), Горьковском (18), Седельниковском (17) районах.

Отмечу еще раз важность такого вопроса как качество библиотечных фондов. В этом году значительно увеличится объем денежных средств, направленных в муниципалитеты на комплектование библиотек. При этом проведенная подготовительная работа по планам реализации Соглашений в 2009 году показывает наоборот снижение средств, запланированных на комплектование книжных фондов из муниципальных бюджетов.

Еще одна актуальная проблема, имеющая важное стратегическое значение, – воспроизводство и развитие кадрового потенциала отрасли. Министерством был проведен мониторинг обеспеченности кадрами учреждений в сфере культуры Омской области, который показал всю сложность сложившейся на сегодняшний день ситуации. Особенно в муниципальных учреждениях культуры. Более 35 процентов специалистов отрасли не имеют специального образования. Свыше 26 процентов ни разу за последние пять лет не повышали свою квалификацию. В целях увеличения положительной динамики организованы выездные курсы повышения квалификации для муниципальных библиотечных и клубных работников. Предполагается дальнейшее развитие данной практики.

Наблюдается отток специалистов, которым сложно найти замену. Связано это в том числе и с тем, что у работников культуры, несмотря на ощутимый рост, заработная плата одна из самых низких.

За 2008 год по отрасли "культура" она составила 7 тысяч 300 рублей, что на семь с половиной процента выше по сравнению с 2007 годом. По государственным учреждениям размер средней заработной платы за год увеличился на 9 процентов, по учреждениям культуры муниципальных районов Омской области – почти на 18 процентов, по муниципальным учреждениям культуры города Омска – на 40 процентов.

В регионе наибольший размер средней заработной платы зафиксирован в Азовском (8273), Омском (6897), Знаменском (6789) муниципальных районах и городе Омске (6719). Наименьший – в Марьяновском (4328), Саргатском (4813), Большереченском (4815) районах.

Министерством разрабатываются меры по совершенствованию системы целевой подготовки специалистов с учетом потребностей учреждений культуры и творческих коллективов.

Это также связано с внедрением системы новой оплаты труда. Актуальность этого вопроса – среди основных. Его обсуждение ведется на всех уровнях. Министерством принят ряд документов, в соответствии с которыми новые системы оплаты труда должны быть введены в течение этого года в государственных учреждениях культуры. Такая же работа проводится в муниципалитетах. И этот процесс, как отметил Министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев – "момент исторический, от того, как грамотно мы выстроим работу по этой проблематике, будет зависеть состояние целой отрасли".

Важно также приобщать молодежь к процессу сохранения и укрепления единого культурного пространства Омской области. Сделать все необходимое, чтобы опытные мастера могли передавать им свой опыт. Министерством разработан план мероприятий по закреплению молодых специалистов в учреждениях культуры. Это должно повлиять на сформировавшуюся в регионе тенденцию старения кадров отрасли.

В 2007 году принято постановление Правительства Омской области, устанавливающее в качестве меры социальной поддержки молодых специалистов выплату единовременного пособия. Проведены совещания с главами муниципальных районов Омской области, на которых муниципалитетами были приняты обязательства по установлению единовременных пособий для молодых специалистов, выплачиваемых за счет средств местных бюджетов, об улучшении жилищных условий работников культуры. Хотелось бы поблагодарить глав за то, что взятые на себя обязательства в отношении молодежи, за редким исключением, они выполнили в полном объеме.

В 2008 году органами местного самоуправления улучшены жилищные условия 65 специалистов отрасли культуры, проживающего в сельской местности.

Проблемная зона в системе кадрового обеспечения отрасли и отсутствие кадрового резерва руководителей органов управления, руководящего состава государственных и муниципальных учреждений культуры. Сегодня этому планируется уделить особое внимание. Уже в прошлом году специалисты отрасли впервые приняли участие в программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. 5 специалистов заняли высокие рейтинговые места и были зачислены для обучения.

Особо следует сказать о формировании списка кандидатов на обучение в рамках Президентской программы в 2009/2010 учебном году. Министерством в указанный список по заявкам учреждений культуры и органов управления культурой муниципальных образований были включены 35 специалистов. Однако после первого же рабочего собрания, их количество уменьшилось до 16 человек. Это свидетельствует не только о том, что в список попали случайные люди, но и в большей степени о поверхностном подходе направивших их руководителей. Руководители не были замотивированы на дальнейшее применение этих специалистов, а сами специалисты – на дальнейшую работу.

В заключение по данному блоку также хочу сказать и о формировании списка лиц на обучение в высших учебных заведениях по целевому приему. Как вы знаете, Министерством эта работа организуется ежегодно. Целевой прием – одна из наиболее эффективных форм подготовки специалистов. Такой прием обеспечивает выпускникам школ поступление в вуз по отдельному конкурсу. Однако органы управления культурой, пользующиеся квотой целевого приема должны помнить, что это не места для "блатного" поступления. На практике абитуриенты поступают в вуз, проходят курс обучения и не возвращаются в организацию, их направившую. Из числа выпускников дневных отделений ежегодно только 20 процентов доезжают до сельских муниципальных учреждений культуры, которые направляли их на учебу. Это позволяет сделать вывод о недостаточной работе органов управления культурой. Думается, что гарантией возврата специалиста на работу должен стать договор между работодателем и абитуриентом, где была бы четко прописана ответственность всех сторон и в первую очередь выпускника.