НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2008

:: Содержание






И ВНОВЬ — ПЕЧАТАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!



С радостью констатирую, что «процесс пошёл»! И после первого появления в предыдущем номере «Омска театрального» рубрики «Архивный фотоэксклюзив» – началось! В смысле – лавиной хлынули от читателей журнала фотографии, хранящиеся доселе «по сусекам».

Для тех, кто впервые сегодня «столкнулся» с нашей рубрикой, напомню, что идея её более чем проста: речь идёт о фотографиях, которые имеют непосредственное отношение к театру и к его служителям, но при этом никогда не были напечатаны. А с точки зрения жанра – что угодно: от иронии до «неожиданного ракурса», от юмора до абсолютного серьёза…

Нынешний – уже второй – выпуск архивного фотоэксклюзива получился, быть может, несколько «многословным». Но так уж послучалось, что отобранные для публикации фотографии не могли не быть прокомментированы чуть-чуть более подробно, чем требует того жанр «подпись к фотографии». В конце концов, – для Её Величества Истории всё это сохраняется. Не правда ли!?

«ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ К ТЕАТРУ ПОДАЮТСЯ АВТОБУСЫ…»

«Автобусы», впрочем, были в середине 1950-х не столь комфортабельны, как сейчас. Но это отнюдь не препятствовало культурной «смычке города и села», что весьма убедительно подтверждает архивная фотография 1954 года, на которой запечатлён момент послеспектаклевой погрузки колхозников Горьковского района в грузовики. А приезжали труженики села посмотреть премьерный спектакль театра драмы (ещё в ту пору не академического) по пьесе Александра Штейна «Персональное дело» (режиссёр – Дмитрий Бархатов). О чём был спектакль – догадаться, думаю, нетрудно и по названию. Но, предполагаю, очевидная политическая конъюнктурность пьесы с лихвой окупалась тем, что в главной роли – коммуниста Хлебникова – блистал Вацлав Дворжецкий (или, как часто писали в омских газетах того времени, – «любимый актёр нашей молодости тов. Дворжецкий»).



«НЕ ОТРЫВАЙТЕСЬ ОТ ПРИРОДЫ. И НЕ ПРОПУСКАЙТЕ ВОСХОД СОЛНЦА! ТОГДА ВСЁ МОЖНО УСПЕТЬ», –

так любил говорить Вацлав Дворжецкий. Выпало мне большое счастье в конце 1980-х – лично познакомиться с Вацлавом Яновичем, и даже «гостевать» в его уютной квартире в Нижнем Новгороде (тогда ещё – городе Горьком): Союз театральных деятелей «командировал» меня к Дворжецкому – написать очерк об этом прекрасном актёре для книги «История в лицах».

…Октябрь 1988-го выдался в Горьком очень тёплый. После блистательной «экскурсии», которую провёл для меня Вацлав Янович в нижегородском Кремле, мы вышли к Волге. С высокой набережной открывался завораживающий вид на реку. Дворжецкий стоял чуть сощурившись (солнце светило прямо в глаза). Я не удержался – и попросил у актёра фотоаппарат (Дворжецкий всегда носил его с собой): «Вацлав Янович, позвольте мне Ваш фотоаппарат опробовать!..»

Так появился этот снимок. На котором – «просто артист» Дворжецкий. Ему 78 лет. Через три года, в 1991-м, минуя «заслуженного», Вацлаву Яновичу присвоят звание «Народный артист России»…



«КОГДА СУДЬБА ПО СЛЕДУ ШЛА ЗА НАМИ…»

Декабрь, 2002-й, поезд… Впереди у них – 9-й театральный фестиваль «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге. Ни основатель и художественный руководитель Лицейского театра Вадим Решетников, ни один из самых талантливых его учеников-актёров Вениамин Скосарев даже не предполагают, какой фурор на фестивале, проходящем под девизом «Новые театры. Новые формы. Новая драматургия» и собравшем «под свои знамёна» около 20 профессиональных театров из разных городов и весей, вызовет премьерный спектакль Лицейского «Татарин маленький» по пьесе Алексея Пояркова (и в «победный актив» Решетникова добавится лауреатский диплом «За высокий профессиональный уровень режиссуры и педагогическую деятельность»). А вскоре на ежегодном Омском областном конкурсе «Лучшая театральная работа» Скосарев будет отмечен специальным призом СТД и за роль помещика в «Татарине маленьком», и за значительный творческий вклад в судьбу Лицейского театра; наградой был – вновь Санкт-Петербург (поездка – «в качестве зрителя» – на театральный фестиваль).

…Судьба… Неисповедимая… В октябре 2004-го «вторым домом» Вениамина оказалось отделение гематологии Омской многопрофильной городской больницы № 1. В апреле 2005-го талантливейшего актёра-лидера Лицейского, 27-летнего Вениамина Скосарева не стало…

Вторая трагедия в самом молодом омском театре случилась в феврале 2007-го. Не стало Вадима Решетникова…

Я смотрю на фотографию… И почему-то строчки Арсения Тарковского в памяти звучат:

«…Когда судьба по следу шла за нами,

Как сумасшедший с бритвою в руке».



ДОМ АКТЁРА. ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА…

Увы, не столь уж много сохранилось фотографий, датированных 18-м ноября 1974 года. А главное театральное событие в тот день было «знаковым»: день рождения Омского Дома актёра! «Описывать наши тогдашние ощущения — бесполезное занятие. Слов таких всё равно не подобрать, – говорит участница самого первого вечера-капустника в Доме актёра Зинаида Костикова. – В памяти же сохранилось далёкое, волнительное, прекрасное ощущение Праздника! Мы были вместе, мы были молоды, мы были влюблены и счастливы!..»

И публикуемая сегодня архивная фотография – словно «атмосферное» подтверждение слов актрисы. Прекрасное ощущение Праздника!.. На снимке – главный режиссёр театра драмы Яков Маркович Киржнер, директор театра кукол Антонина Фёдоровна Решетникова, начальник областного управления культуры Нина Никандровна Бревнова и главный режиссёр ТЮЗа Геннадий Дмитриевич Кириллов.



«АХ, САМАРА-ГОРОДОК!..»

Сначала была мысль назвать снимок так: «Два заслуженных лауреата». Или, скажем, «Арбенин и Мастаков». Имея в виду, что и актёр «Пятого театра» Владимир Остапов, и «бывший омич» Валерий Скорокосов не только заслуженные артисты России, но и обладатели главной театральной премии Омска (оба – лауреаты премии имени народного артиста СССР А.И. Щёголева: Валерий получил эту награду в 2001-м за роль Арбенина в спектакле театра драмы «Маскарад», а Владимир – пять лет спустя, за Мастакова в горьковских «Чудаках»). Но потом подумал, что у двух Анастасий (актрис «Пятого театра» Шевелёвой и Лукиной), «окружающих» заслуженных лауреатов, – все лауреатства и звания ещё впереди, и лет эдак через несколько снимок можно будет называть «Четыре заслуженных лауреата».

…А дело было, как вы поняли, в Самаре, где год назад «Пятый театр» показывал «Кроткую» (см. Ф.М. Достоевского) на 1-м Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны». И уж не встретиться они – ну никак не могли, тем паче что участник того же фестиваля «тольяттинец» Скорокосов свой «омский вояж» ещё в 1983-м начал в Омском ТЮЗе (где «главным героем», кстати, был тогда Володя Остапов), в спектакле Сергея Рудзинского «Погоня» (а потом были и театр драмы, и «Галёрка»). Сегодня Валерий — актёр самарского ТЮЗа, художественное руководство которым осуществляет режиссёр Адольф Шапиро.



«ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ МНЕ ГОТОВИТ?..»

5-го февраля 2001 года отчётно-выборная конференция Омского отделения Союза театральных деятелей РФ затянулась до появления луны на зимнем сумрачном омском небосклоне…

Снимок — по сути исторический. «Переходный» снимок. Народный артист РФ Юрий Ицков уже «снял с себя полномочия» председателя СТД, на посту которого был с 1996 года. И он уже знает, что вскоре расстанется с Омском и станет актёром петербургского Театра сатиры на Васильевском острове. А актёр и режиссёр Владимир Миллер пока ничего не знает: ни того, что через несколько лет получит звание заслуженного артиста России; ни того, что через несколько минут будут объявлены результаты голосования по выборам председателя Правления Омского отделения СТД (тогда, в 2001-м, семь человек «баллотировались» на эту должность) — и он от неожиданности схватится за голову; ни того, что через пять лет всё повторится, но только на более высоком эмоциональном витке: за избрание его председателем — уже «на второй срок» — проголосуют из 101 присутствующего на конференции делегата… 101, и зал будет аплодировать стоя…



P.S. Ну а мне остаётся лишь добавить, что «Архивный фотоэксклюзив» с радостью продолжает накапливать свой «портфель». Продолжайте «грести по сусекам», дорогие и любимые артисты, режиссёры, гримёры, костюмеры, художники, директора театров, администраторы (в общем, служители Мельпомены), зрители-театралы, все-все-все читатели «Омска театрального». Не будьте «единоличниками»! Сохраняйте историю!

Рубрику ведёт Сергей ДЕНИСЕНКО







вверх страницы