НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2008

:: Содержание






В ПРЕДДВЕРИИ ТЕАТРА.



28 октября 2007 года в «Арлекине» произошло знаменательное событие – премьерой спектакля-игры «Путаница» К.И. Чуковского начал работу зрительный зал для самых маленьких. Впервые театр пригласил на спектакль детей от 2 лет. Вряд ли пришедшие в тот день 25 малышей и их родители думали о том, что присутствуют при почти революционном для российского театра кукол событии.

Ведь ещё в 1960-е годы в своих лекциях известный деятель детского театра, один из создателей Центрального детского театра кукол имени С.В. Образцова Леонора Густавовна Шпет, подытоживая свои многолетние наблюдения о поведении детей в театре, говорила: «Всегда надо помнить, что есть нижняя граница, где маленькому ребёнку театр ещё не нужен. И таскание в театр очень маленьких детей – бесполезное занятие. Нижняя возрастная граница, вероятнее всего, определяется в пять лет». В практике «Арлекина» нижняя граница определялась строго – 4 года, как и во всех театрах кукол страны, кроме Центрального детского, где возрастной ценз был выше – 5 лет. После переезда в новое здание, где зрительные залы по масштабам больше 90-местного старого зала, театр стал ещё более настойчиво напоминать зрителям о возрастном ограничении. Сегодня в репертуарной афише театра после каждого спектакля идёт рекомендация по возрасту. Между тем рекомендация – это не запрет. Никто не закроет двери в зал перед родителем, пришедшем с двухлетним ребенком. Ведь потребитель, в том числе и потребитель культурной услуги, всегда прав. А родитель, приводя своего малыша, уверен, что его чаду по силам посмотреть спектакль, ведь смотрит же он дома мультики. Конечно, когда формировались представления о возрастных ограничениях в театре кукол, телевидение ещё не заняло того места в жизни семьи, которое оно занимает сейчас, когда ребёнок вынужден смотреть на экранный мир чуть ли не с рождения. Но думают ли молодые мама и папа, что в театре ребёнок будет смотреть спектакль в присутствии большого количества незнакомых ему людей, в зрительном зале, который даже размерами намного превышает комнату дома или группы детского сада? А ещё здесь нужно выполнять правила – сидеть на одном месте, не вставать, не ходить, не разговаривать, не делиться впечатлениями со взрослыми, иначе… Иначе ты мешаешь другим. Между тем в поведении родителей явно наблюдаются сдвиги: всё больше они занимают позицию, чем раньше и активнее ребёнок будет познавать окружающий мир, тем лучше. И количество приводимых на спектакли малышей растет. Театр решил не бороться со своими нежданными зрителями, а предложить альтернативу, придумав зал для самых маленьких.

А каким должен быть этот зал для самых маленьких? Наверное, маленьким, приближающимся по размерам к обыкновенной комнате. Благо, в театре было помещение, которое способно к такой трансформации – зал для занятий с детьми. А еще каким? В 1994 году «Арлекин» ездил со спектаклем «Морозко» на III Международный фестиваль театров кукол стран Балтии в финский город Хаммиенлинн. И омичей поразила принятая у финнов система организации зрительских мест. Условно говоря, партер представлял расстеленные на полу маты, амфитеатр – стулья. Это не был спектакль для самых маленьких. Просто зритель помладше занимал места на матах, где он мог сидеть, лежать, при желании даже заснуть, а дети постарше и родители устраивались на стульях. Потом дома актёры рассказывали коллегам о необычном зрительном зале, и эту идею хотелось как-то реализовать на родной почве.

Применение ей нашли в организации нового зрительного зала, конечно, творчески обогатив и несколько эстетизировав: малышам предложили места в виде подушек, разложенных на ковре. Театр, учитывая возрастные потребности детей, разрешает своим зрителям лежать и даже ходить во время действия, а по ходу спектакля наступит момент, когда малышам предложат попрыгать. Подушки позволяют детям быстро занять свои места, когда история начнет развиваться дальше. Как говорит, заслуженный артист России Эдуард Семенович Ураков, создатель и исполнитель спектакля «Путаница»: «Детям я разрешаю всё. Главное, чтобы друг друга не обижали». (Кстати, родителям очень полезно понаблюдать поведение своего ребёнка среди незнакомых ему детей.) И в то же время здесь есть атрибуты театральной площадки: театральный звук, театральный свет (над малышами весит настоящий театральный софит), театральный занавес… Занавес, напоминающий и лоскутное одеяло, и наряд «Арлекина». Конечно, малышей приглашают не на спектакль, а на игру с элементами спектакля, учитывая их возрастные особенности. Но и театральная игра здесь по серьёзу. То, что казалось простой мягкой игрушкой, в руках умелого кукловода начинает оживать, приобретая свой характер. Зарисовка пробуждающегося города, на улицы которого выходят его обитатели, рождает предощущение чуда. Актёр всё время переключает внимание ребят на новые объекты, новые обстоятельства. Дедушка Эдик уже успел изучить особенности поведения своих маленьких зрителей и умело направляет ребят, предлагая им по ходу спектакля всё новые задания.

Но для малыша приход в «Арлекин» в зал для самых маленьких – это не просто просмотр спектакля. Волею судьбы новый зал оказался расположен рядом с зимним садом. Зимний сад, оторванный от Большого и Малого зала, и из-за этого посещаемый только во время экскурсий, обрёл своего нового зрителя. А для малыша зимний сад – это встреча с невиданным: здесь живут рыбки, черепахи, попугаи и игуана. Художница Ирина Чижкова продолжает оживлять пространство небольшого фойе. Недавно здесь появился дворец, в окно которого малыш может заглянуть и увидеть принца с принцессой или забавных ворон. Впрочем, говорят, что во дворце скоро появятся новые обитатели. Здесь всё время что-то меняется, удивляя постоянных посетителей. А у зала для самых маленьких уже успели появиться свои фанаты, которые по нескольку раз ходят на понравившийся спектакль. Скоро здесь состоятся премьеры: в апреле актриса Елена Артамонова пригласит малышей на спектакль «Бука» М. Супонина, главный режиссёр театра заслуженный деятель искусств России Борис Саламчев вместе с актрисой Аллой Тихоновой работают над русской народной сказкой «Репка». Театр только начал работать с новой для себя аудиторией, он пробует, стремясь установить контакт с неизвестным для себя зрителем, делает ошибки, тут же их исправляет, придумывает новые невиданные прежде варианты. Но уже сейчас театр дарит заряд радости и оптимизма малышам и их родителям.

А между тем родители, несмотря на возрастную рекомендацию для детей «от 2 до 4 лет», приносят на спектакли уже полуторагодовалых малышей. И кажется, процесс неостановим. Возможно, стоит приглядеться к опыту европейских коллег: в итальянском городе Болонье действует театр «La Baracca», разрабатывающий поэтику спектаклей для детей от 0 до 3 лет, здесь же проводится фестиваль, собирающий и изучающий подобные опыты театров со всей Европы.

Задумывая организацию зала для самых маленьких, главный режиссёр театра Борис Саламчев назвал его преддверием в настоящий театр. Этот зал и находится в некоем пространственном преддверии – серьёзные, настоящие зрительные залы – Большой и Малый – располагаются дальше. Но именно здесь начинает зарождаться вера малыша в театральное чудо и потребность испытать его вновь.

Анастасия ТОЛМАЧЁВА







вверх страницы