НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2008

:: Содержание






Он видел театр музыкальный.



Сегодня никто не удивляется и не берёт под сомнение возможности Омского музыкального театра поднимать не только оперетту и музыкальную комедию, но и оперу. Это кажется естественным и привычным, так как в театре есть всё для воплощения любого сценического жанра. Но так было не всегда. Эволюция коллектива, созданного в 1947 году, по пути от оперетты к опере шла долго и трудно. Сопровождалась она яростными спорами и сомнениями: какой именно театр нужен городу – демократическая оперетта или рафинированная опера?.. Наверное, в своё время было принято единственно верное решение. Но некоторые лица, немало сделавшие для создания музыкального театра, ныне полузабыты.

Одной из таких фигур был дирижёр Александр Николаевич Волков (1923–1978).

Принадлежал он к фамилии, представители которой оставили свой след в различных сферах культуры и экономики Прииртышья. Отец, Николай Родионович, родился в 1885 году в городе Каинске Томской губернии в семье крупного сибирского предпринимателя купца Р.С. Волкова. Учился в Томском технологическом институте, увлекался марксизмом и принимал участие в студенческих революционных кружках. В конечном счёте был выслан в Омск под надзор полиции и дяди – известного в городе купца и благотворителя С.С. Волкова. Мать, Ольга Аркадьевна, дочь видного омского зубного врача и культурно-общественного деятеля А.С. Пераха, окончила омскую женскую гимназию. Помимо этого она обучалась игре на фортепиано в классах музыкального общества, участвовала в любительских концертах и намеревалась посвятить жизнь музыке.

Обвенчавшись в Омске в 1915 году, молодая чета едет в Харьков, где Николай Родионович завершает образование в университете, а Ольга Аркадьевна совершенствуется в игре на фортепиано. В самом начале 1920-х семья вернулась в Омск. В 1923 году у них рождается сын, нареченный Александром. С 5 лет мать, преподававшая фортепиано в музыкальном техникуме и школе, начинает вводить его в мир искусства, давать уроки игры на рояле. Через год предпочтение отдаётся скрипке. Достаточно рано выявляются музыкальные способности юного скрипача: цепкая память, отличный музыкальный слух, эмоциональность восприятия. Далее всё пошло своим чередом. Было поступление в музыкальную школу, а после 7 классов общеобразовательной школы – в Омское музыкальное училище. Здесь Александр попал в класс преподавателя В.М. Михайлова, о котором стоит сказать особо. В те годы это был единственный в городе высокопрофессиональный скрипач, блестящий и разносторонний музыкант. Окончивший Московскую консерваторию и некоторое время работавший в симфоническом оркестре столичной филармонии, он был направлен на работу в Омск по путевке. В.М. Михайлов дал своему ученику прекрасную школу скрипичной игры, раскрыл перед ним широкие горизонты исполнительского искусства, тонкости интерпретации музыкальных произведений. Немало получил Александр и играя в руководимом учителем училищном струнном квартете.

После окончания музыкального училища в 1940 году Александр Волков получает направление в Свердловскую консерваторию в класс профессора М.И. Лидского. Но учиться на очном отделении ему не позволяет здоровье. Возвратившись в Омск, он поступает на работу в недавно созданный симфонический оркестр филармонии. В связи с началом Великой Отечественной войны оркестр расформировывается, а в 1942 году скрипача призывают в армию. На фронт его не берут по состоянию здоровья и оставляют служить в городе. Вначале он играет в джазовом оркестре эвакуированного в Омск Ленинградского военно-медицинского училища, а затем становится его руководителем. В августе 1942 года по необоснованному политическому обвинению репрессирован отец, Н.Р. Волков, работавший начальником планово-производственной группы оборонного завода. Семья никогда больше не увидит его. В сентябре 1942-го он умрёт в тюремной больнице.

В 1944 году А.Н. Волков демобилизуется из армии и поступает на работу в малый симфонический оркестр Областного радиокомитета. Но его влечёт самостоятельная деятельность, и вскоре он уходит в Театр юного зрителя заведующим музыкальной частью. Пишет музыку к спектаклям, впервые приобретает скромный опыт управления небольшим театральным оркестром. Дирижёрское искусство начинает увлекать его всё больше, скрипка отходит на второй план. В 1945 году молодой музыкант получает лестное предложение занять должность дирижёра театра оперетты в Молотове (ныне – Пермь). Войдя в сложный мир музыкального театра, начинающий дирижёр в короткий срок приобретает необходимые навыки. Самостоятельно осваивает основы дирижёрской техники, успешно ведёт спектакли «Сорочинская ярмарка» А. Рябова, «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве, «Холопка» Н. Стрельникова и ряд других. Впервые самостоятельно ставит оперетты «Фраскита» Ф. Легара, «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Дочь фельдмаршала» О. Фельцмана. Вскоре, завоевав музыкальный авторитет, занимает должность главного дирижёра. Не избегает и искуса попробовать себя в качестве дирижёра симфонического оркестра местной филармонии.

В 1947 году проходит Всероссийский смотр творческой молодежи драматических и музыкальных театров. Принимает в нём участие и А.Н. Волков. По итогам смотра молодой дирижёр замечен как перспективный исполнитель и Комитет по делам искусств СССР направляет его в музыкальный театр в город Даугавпилс (бывшей Латвийской ССР). Задержался он там только на один сезон, а затем последовательно работал в театрах музыкальной комедии в Челябинске (1948), Чкалове (1948-1949, ныне – Оренбург), Иркутске (1949). Частая смена творческих коллективов, необходимость оперативно включаться в текущий репертуар, вводить новые спектакли, позволили ему развить природные способности, но и приобрести ощущение живой ткани и динамики музыкального спектакля, цепкость восприятия, умение быстро и остро реагировать на погрешности исполнения, воодушевлять оркестрантов и солистов.

В начале 1950 годов А.Н. Волков возвращается в родной город и 25 февраля назначается главным дирижёром Омского театра музыкальной комедии. Будучи уже достаточно зрелым и опытным музыкантом, прекрасно знающим сценическую специфику, волевой и энергичный, он одну за другой ставит на омской сцене новые оперетты: «Чужая дочь» О. Фельцмана, «Морской узел» Е. Жарковского, «Шельменко-денщик» А. Рябова, «Трембита» Ю. Милютина, «Правая рука» Г. Александрова и ряд других. Его работы тепло принимают зрители, в прессе о них появляются положительные отклики.

Вскоре перед ним открываются блестящие перспективы. В мае 1953 года он едет в Москву, где принимает участие в конкурсе на дирижёра-стажёра Большого театра Союза ССР. Наверное, попасть творческий состав прославленного театра мечтает каждый музыкант-исполнитель. Были представлены в его труппе и омичи – замечательные певицы Д.Я. Пантофель–Нечецкая, А.К. Турчина (Сохова). Естественно, мечтал об этом и А.Н. Волков. Ярко показав себя в нелегком творческом соревновании, он успешно проходит все три тура и занимает престижное первое место. Казалось бы, дорога в главный оперный театр страны открыта. Но появилось неожиданное и непреодолимое по тем временам препятствие. В анкете он вынужден указать, что отец его репрессирован. Спасительная формулировка «сын за отца не отвечает» не действует, и с мечтой пришлось расстаться.

В качестве утешения победителю конкурса делают на выбор два предложения: очередным дирижёром в Московский театр оперетты, или дирижёром в Ашхабадский оперный. Увлекаясь «серьёзной» музыкой, А.Н. Волков выбирает Ашхабад. С оперным репертуаром он был ещё знаком слабо, поэтому приходилось всё учить «на лету», отдавая ночи постижению сложных партитур. Настойчивость и работоспособность, музыкальная память, прекрасные слуховые данные не изменяют. И буквально за считанные месяцы он оперативно осваивает все ходовые оперы и бестрепетно встает за дирижёрский пульт, обеспечивая качественное исполнение спектаклей.

В Москве подающего надежды музыканта не забыли. И в 1954 году дирекция Большого театра вновь вызывает его в столицу для участия в очередном конкурсе дирижёров-стажёров. В этот раз по какой-то причине он осиливает только два тура. Помнящий А.Н. Волкова по совместной работе в Перми главный дирижёр Свердловского театра оперы и балета А.А. Людмилин добивается его перевода к нему вторым дирижёром. С октября 1954 года наш земляк трудится в Свердловском оперном. Именно здесь он формируется как высокопрофессиональный дирижёр музыкального театра. Успешно ведёт лучшие оперы русских и зарубежных композиторов, накопив немалый репертуар («Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка» А. Даргомыжского, «Галька» С. Монюшко, «Травиата» и «Риголетто» Д. Верди, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и др.). Ставит и новые сочинения, среди которых выделяется опера уральского композитора В.П. Трамбицкого «Гроза». Этот спектакль получил одобрение критиков и зрителей Свердловска и Москвы. В эти же годы оканчивает Свердловскую консерваторию по классу дирижирования, некоторое время ведёт там же класс оперной подготовки.

Осенью 1960 года А.Н. Волков вновь пробует определиться в стажёрскую группу Большого театра, но и эта попытка успехом не увенчалась. Неудача не обескуражила его. В 1961 году он принят очередным дирижёром в Куйбышевский театр оперы и балета. Значительно расширив свой репертуарный список, осуществил здесь постановки опер «Трубадур» Д. Верди, «Демон» А. Рубинштейна, «Мазепа» и «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, ряда балетов. В 1970-х годах параллельно дирижировал весьма успешно симфоническим оркестром Куйбышевской филармонии. Выступал как с сольными программами, так и с солистами-гастролёрами. Как человек с разносторонними духовными запросами, он увлекался киносъёмкой и даже стал внештатным кинооператором Куйбышевской студи кинохроники.

В 1974 году руководство Омского областного управления культуры приглашает А.Н. Волкова главным дирижёром в театр музыкальной комедии. О возвращении в родные места настойчиво просит сына вышедшая на пенсию мать, О.А. Волкова. Приглашение им было принято и, бросив интересную работу, устроенный быт он переезжает в Омск. Размышляя о причинах, побудивших А.Н. Волкова оставить крупный оперный театр ради театра музыкальной комедии, приходишь к выводу, что притягательным моментом для него были не ностальгические или карьерные мотивы, но открывающиеся перспективы. В городе шло строительство нового, специально оборудованного театрального здания. Одновременно рассматривались вопросы создания театра нового типа, говорили о возможности формирования отдельной оперно-балетной труппы. На главного дирижёра рассчитывали не только как на музыкального руководителя, но и как на эксперта, который сможет возглавить эту перестройку. Как представляется, именно возможность воплотить в жизни своё видение музыкального театра и показалась ему интересной.

В Омске А.Н. Волков по сложившейся традиции оперативно включается в текущий репертуар театра, готовит новые спектакли «Тогда в Севилье», «Цыганский барон», «Цветана». Успешно проводит летние гастроли в Ярославле и Волгограде. Критики из Москвы, художественные комиссии, пресса, зрители отмечают качественный рост не только оркестра, но и всей музыкальной части театра. Это вполне закономерно, так как во всем сказывался талант и без малого тридцатилетний опыт работы главного дирижёра с музыкально-театральными коллективами. Ознакомившись на месте с делами, он вскоре подает начальнику областного управления культуры Н.Н. Бревновой докладную записку «О создании в г. Омске музыкального театра». В ней он пишет, что жители миллионного Омска вправе иметь в городе оперно-балетный театр. Но его формирование – дело дорогое, а ежедневная параллельная работа двух трупп (музыкальной комедии и оперы) нецелесообразна с точки зрения наполняемости зрительного зала. Поэтому он предлагает, взяв за основу крепкую в профессиональном отношении труппу музыкальной комедии, создать на её основе универсальный театр, имеющий в репертуаре оперные, балетные и опереточные спектакли. Не ограничиваясь общими советами, рекомендовал увеличить состав оркестра до 56 единиц, балета до 45 единиц, хор до 35 единиц; наконец, пригласить в труппу оперных певцов, которые могли бы и должны были бы одновременно свободно петь и оперный, и опереточный репертуар. Творческая реконструкция в коллективе, по его мнению, не представляла больших трудностей.

Но предполагаемое перепрофилирование театра неожиданно стало причиной возникновения в его коллективе крайне напряжённой обстановки, тянувшейся около двух лет. Часть артистов не поняли и не приняли предстоящих реформ, не одобряли возможных новаций, некоторых страшила перспектива потерять работу. В труппе спорили и интриговали, многие считали, что виновник всего – А.Н. Волков, завышающий требования к артистам и презрительно относящийся к демократическому жанру оперетты, принижающий её значение. Главного дирижёра обвиняли во многих грехах и даже в профессиональной непригодности. Были жалобы, протестное письмо в управление культуры, подписанное группой работников театра. Началось унизительное разбирательство, в процессе которого девальвировались все благородные намерения.

А.Н. Волков вынужден был писать унизительную объяснительную записку, пояснять своё отношение к оперетте. Сегодня вряд ли целесообразно ворошить эту историю, называть имена, ибо у каждого из её фигурантов своё видение причин давнишнего конфликта, своя правда. Отмечу только, что в итоге А.Н. Волков, получивший сильнейшую душевную травму, в 1977 году ушёл из музыкальной комедии. Как бы закольцевав свой творческий путь, он вернулся к тому, с чего начинал – стал заведующим музыкальной частью Омского театра драмы. В сотрудничестве с режиссёром Артуром Хайкиным успел сделать музыкальное оформление к нескольким спектаклям. Возможно, встал бы ещё и за дирижёрский пульт в крупном оперном театре, но судьба отпустила ему слишком мало времени. 15 октября 1978 года линия его жизни трагически пресеклась в автомобильной катастрофе. Погребли музыканта на Восточном кладбище.

В силу роковых жизненных обстоятельств талантливый скрипач и дирижёр не смог в достаточной степени реализовать свои яркие творческие способности. Но тремя годами позднее его гибели были использованы по сути дела составленные им предложениями, на базе музыкальной комедии создали синтетический Омский музыкальный театр. И как будто в память о бывшем главном дирижёре первым произведением, возвестившим городу и миру о появлении нового по сути и духу театра, была впервые поставленная на омской сцене 29 января 1982 году опера Т.Н. Хренникова «В бурю». Наверное, это и есть лучший памятник музыканту.

Михаил БЕЛОКРЫС, профессор Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского







вверх страницы