НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2008

:: Содержание






«Хотим сделать для омичей праздник».



В кабинете директора Омского академического театра драмы, несмотря на 23-е февраля (а именно в этот день мы встретились с Виктором Лапухиным – только выходной оказался более менее свободен у него и у автора этих строк) никакого намёка на праздник. Виктор Прокопьевич и во время нашей беседы периодически обращал взгляд на экран большого телевизора, где шла трансляция репетиции новой весьма массовой постановки Евгения Марчелли – «Ночь любовных помешательств». И хотя душой руководитель был там, в зале, с актёрами и режиссёром, всё же посвятил полтора часа «Омску театральному» для рассказа об интереснейшем и уникальном проекте, над которым сейчас работает его театр, – фестивале «Академия». Форум пройдёт в нашем городе в сентябре.

– Виктор Прокопьевич, как появилась идея «Академии»?

– Она родилась внутри театра. Но я начну издалека. Когда мы на заседании Попечительского совета надумали реанимировать лабораторию современной драматургии, то обсуждали этот вопрос. И вот тогда Евгений Марчелли, который долго отмалчивался, встал и говорит: « Я не понимаю, зачем нам лаборатория? Пьесу мы найдём. Понимая, что сегодня нет современной хорошей драматургии, мы берём классику и ставим сегодняшним языком». На что Леонид Константинович Полежаев, Губернатор Омской области, председатель Попечительского совета театра, ответил: «Отказаться никогда не поздно. Но надо попробовать. А если это дело получится!» Вот с лёгкой руки председателя Попечительского совета мы создали лабораторию, которая сейчас прекрасно работает. Не только сами себе доказали, что она важна и необходима, но и всему театральному сообществу: пьесы, предложенные омской лабораторией, ставят в театрах России, нас приглашают на выездные сессии в Москву и Санкт-Петербург. Вот также и с фестивалем «Академия». Сейчас в стране действительно много фестивалей, очень много. У нас в Сибири есть «Сибирский транзит», который очень хорошо начинался, но сейчас поддерживается только административным ресурсом. Нет уже дирекции фестиваля, которую возглавлял Александр Кулябин, теперь всем занимается краевое управление культуры, принимающее фестиваль. Именно оно-то и предлагает всем театрам городов Сибири привезти без всякого отбора спектакли на своё усмотрение. Раньше же существовал экспертный совет, постановки отбирались. Члены экспертного совета формировали афишу. Это были грамотные, толковые люди – критики с большим театральным опытом, приезжавшие в Сибирь из столичных городов и работавшие над афишей 3-4 месяца. Это по уровню, может быть, не «Золотая маска», но для Сибири серьёзный фестиваль. Теперь он потихоньку умирает. Больше таких крупных региональных фестивалей по Сибири я не знаю. Разве что иркутский фестиваль имени А.В. Вампилова, который на должном театральном уровне ежегодно проводится в Иркутске. На Урале в Екатеринбурге был свой фестиваль, в Магнитогорске свой.

– В Омске тоже есть свой форум – «Молодые театры России».

– Да, но в Омске есть и один из старейших академических театров – Омский драматический. И мы у себя в театре долго думали о том, что хорошо и престижно иметь собственный фестиваль. Но главное знать, ради чего, зачем его проводить. Придумывая концепцию фестиваля, мы пришли к выводу, что молодой современный театр, находящийся в фокусе внимания многих престижных театральных форумов, в поисках новых форм, в погоне за эпатажем ради эпатажа, зачастую утрачивает основной смысл театра. Театра, который, в конечном итоге, создает произведения искусства для человека и о человеке. Нас интересуют спектакли, где вкус, мера и талант не подвергаются сомнению. Мы хотим, чтобы наш фестиваль стал своеобразной Академией Театра. Тут нужно раскрыть еще одну задачу фестиваля. Мы предполагаем, что значительной миссией такого солидного театрального форума, как «Академия», будет и то, что он станет в ряд серьезных событий нашего региона, в корне изменяющих стереотипы восприятия Сибири мировым сообществом. Такой фестиваль сможет поставить Омск в ряд мировых значимых культурных центров и занять в нем достойное место. На фестивале «Академия» не будет традиционных премий, присуждаемых за лучшие спектакли и роли. Вернусь к тому, с чего я начал. К современному, по большей части, европейскому театру. Наш зритель почти не видел европейского театра, многих основополагающих вещей мирового театрального искусства. Ему сравнивать не с чем. Москвичи имеют такую возможность, там проходит множество фестивалей, в их числе есть NET – фестиваль Нового Европейского Театра. Всё, что связано с эпатажем, когда всё открыто на сцене – это NET. В Европе подобное в порядке вещей, а Москву это ещё удивляет.

– Так Вы эпатировать собрались публику, Виктор Прокопьевич?

– Как раз, наоборот. По мнению ведущих российских театральных деятелей, к которому я всецело присоединяюсь – Табакова, Додина, Яновской, Захарова- такие откровенные постановки искусством не являются. Русский психологический театр, репертуарный театр, известный всему миру – явление, которое должно сохраняться. И мы решили показать омичам лучшие образцы театрального мира, подтверждающие правильность существования именно такого, репертуарного, академического театра. Мы пошли по этому пути и решили проводить такой фестиваль раз в два года. Потому что кропотливая работа по отбору спектаклей экспертным советом, а в него, кроме Ольги Никифоровой, которая вернулась в Омск из Питера и сейчас занимает у нас должность заместителя главного режиссёра по репертуару, входят и питерские, и московские критики, эксперты международных театральных фестивалей Польши, Германии, Франции, подразумевает именно такой временной отрезок для подготовки «Академии». Все спектакли сначала отсматриваются на видео, а потом обязательно живьём. Скажем, в этом году нашим экспертам удалось посмотреть спектакли прибалтийских режиссеров, посмотреть театры Восточной Европы, побывать на знаменитом Авиньонском фестивале во Франции. И всё лучшее, что там было, наши эксперты посмотрели и, действительно, нашли несколько спектаклей, которые следует привезти в Омск. Они соответствуют концепции фестиваля – сохранение классического театра.

– А как Попечительский совет Омской драмы воспринял Ваше предложение провести «Академию»?

– Когда мы об этом объявили, что готовы сегодня взяться за большое дело, очень амбициозное дело, мы сказали, что идею необходимо довести до логического завершения и дальше будет видно стоит или не стоит это дело продолжать. На это губернатор, председатель Попечительского совета Леонид Константинович Полежаев ответил: «Я тоже человек амбициозный и если уж мы берёмся за что-то, то мы от этого не отказываемся. И вы для себя должны решить, насколько серьезны ваши намерения, докажите и тогда мы будем это финансировать».

– Доказывали, каким образом?

– Прежде всего, своим желанием и продуманностью подхода к делу. У нас был 2007й год на подготовку. И за это время нам удалось заключить контракт на выступление в рамках «Академии» такого именитого коллектива, как театр Вячеслава Полунина. Его артистов пытаются заполучить к себе многие, но далеко не всем удаётся. Нам удалось. Полунин привезёт в Омск свой самый известный спектакль – «Снежное шоу». Артисты съедутся к нам в город из разных уголков Земли. 13, 14 и 15 сентября полунинцы выступят в Омске в концертном зале и таким образом завершат фестиваль «Академия». Они будут работать не в нашем зале, поскольку им необходимо большее пространство. «Снежное шоу» подразумевает интерактив, а в концертном зале это будет делать значительно проще.

– Кто, кроме театра Полунина к нам приедет?

– Нами уже сформирована где-то процентов на 80 афиша фестиваля «Академия». Заключен контракт с Киевским национальным театром, который покажет здесь «Эдипа» Софокла в постановке Роберта Стуруа. Любопытно, что в этом спектакле занят народный артист СССР Богдан Ступка, занимающий ныне пост худрука Киевского национального театра. Заключён договор в 2007 году и с Тбилисским национальным театром, который привезёт нам «Гамлета», тоже постановка Роберта Стуруа. Спектакль будет идти с синхронным переводом, и все национальные труппы будут работать на родных для них языках. Театры везут своих переводчиков, а мы обеспечиваем техническую часть: зрители будут пользоваться наушниками. Но я думаю, с пониманием классического произведения, которое театралы несомненно знают, проблем не будет. Вне зависимости от того, на каком языке оно звучит.

– Церемония открытия фестиваля будет ли чем-то отличаться от подобных мероприятий?

– Прежде всего, мы хотим сделать для омичей праздник, впечатления от которого были бы незабываемыми. 6-го сентября мы откроем фестиваль «Академия» большим карнавалом. В 2007м году мы заключили контракт с уличным театром Москвы. Коллектив этот работает в двух направлениях: огненное шоу и карнавальное действо. Для уличного открытия будет задействована театральная площадь и улица Ленина. Замечу, что в Москве недавно прошёл фестиваль уличных театров и его режиссёром был небезызвестный вам Юрий Муравицкий, который в Омске ставил «Турандот». И мы пригласили Юрия сделать нам церемонию открытия именно в стиле уличного действа.

– Виктор Прокопьевич, Вы сказали, что афиша «Академии» уже почти сформирована. Можно ли уже её обнародовать?

– Мы пока не хотим этого делать, потому что есть ряд вопросов по

некоторым театрам. Вопросы эти организационного характера. Открыть фестиваль, как мы предполагаем, должен Белградский национальный театр из Сербии с потрясающим спектаклем «Госпожа министерша» Нушича. Пьеса хорошо известна, но в постановке сербского режиссера Яагоша Марковича она стала фейерверком блестящих актерских работ в стиле Эмира Кустурицы, только на сцене. Эту постановку мы посмотрели в Сербии, когда были там на частном фестивале. Актрисе, исполняющей главную роль, около 60ти, но она такие виртуозные трюки исполняет, а кроме того, заражает молодостью и азартом. Это просто надо видеть, чтобы понять ещё раз, что выразительных средств в театре очень много. Затем у нас будут известнейшие немецкие репертуарные театры «Шаубюне» и «Берлинерансамбль», театр из Франции со спектаклем «Эдит Пиаф» и золотомасочный «Мадагаскар» Римаса Туминаса, поставленный в Малом театре Вильнюса. Будет и Будапештский национальный театр имени Катоне с постановкой «Ночь карнавала» Гольдони.

Беседовал Василий РОМАНОВ







вверх страницы