Журнал "Омск театральный", июнь 2008

:: Содержание
ПОЭТИЧЕСКИЙ АНТРАКТ.
Владимир РЕЦЕПТЕР
Санкт-Петербург
Лицедейское призванье
не сжимай меня в горсти,
отпусти на покаянье,
хоть до смерти отпусти!
Кем-то стать, дразнить кого-то,
наводить другую бровь
гонит рабская забота
или крепостная кровь.
Что за бабье вожделенье —
вновь под нищенский залог
лезть в чужое облаченье
да кусать чужой кусок?
Сколько ж мучиться до рвоты,
разрываться пополам,
если я не взят в работы,
не пришёлся к кандалам?
Лицедейское призванье,
вечной каторги печать,
что ты — божье наказанье
или божья благодать?..
Елена ЗЛОТИНА-МИРОНОВА (1936 – 1994)
Омск
Не заходите за кулисы.
Там, от оваций в стороне,
течёт вторая жизнь артиста,
и вам не надо знать о ней.
Пока потушены софиты, —
снимает маску лицедей
и продолжает недожитый,
недовершённый будний день.
Его неприбранная поза
расслаблена и тяжела,
и смотрит будничная проза
в лицо из каждого угла:
Несостоявшиеся роли,
невозвращённые долги...
Он пуст и желчен, стар и болен,
и время выходить другим —
на сцену, яркую, как утро,
на стрежень славы и хулы...
Закрыть глаза, и в кресле утлом
к воспоминаниям уплыть,
и отрезветь, и соизмерить
себя и век, себя и спрос...
Сорвать на тихом костюмере
внезапно вспыхнувшую злость...
И выйти к публике надменно,
и до поклона снизойти,
и нежность зимних цикламенов
небрежно в полночь пронести
сквозь строй смятенных театралов —
нелепый и ненужный строй, —
пройти спокойно и устало
от первой жизни — ко второй...
Ей человеческое близко,
ей боль и слабость не чужды.
Не заходите за кулисы
из любопытства, без нужды,
Не помешайте праздной фразой,
досужей бдительностью глаз:
непросто прорастает праздник
сквозь будни — зрелищем для вас.
Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ
Омск
Снова зритель театральный
понимает всё буквально.
Бутафорский снег мерцает,
револьвер находит цель:
деревянный, — он стреляет,
юный Ленский умирает…
Но — действительно! — не тает,
снег не тает на лице.
От волненья чуть не плача,
вздрогнул зал: вот незадача!..
А меня — не «пробивает»
(и не знаю почему).
…Пробивает снег секущий
над речною чёрной гущей.
Снег, не тая, пролетает
сквозь меня — во тьму, во тьму.
Только что же — над живою —
кто-то плачет надо мною?
Револьвер дымящим дулом
съел снежинки февраля,
ветер охнул, в кудри дунул…
Или кто меня придумал?
Что же вертится бесшумно
без меня
моя Земля?..
Иван ДЕНИСЕНКО
Омск - Санкт-Петербург
ДРАМАТУРГ
(Вольфганг Борхерт. «На улице перед дверью». 1947 год)
Вот дверь. Она ничем не примечательна —
ни грозной стражей, ни семью печатями,
никто в ней необычного не видит.
…А автор бледен, словно rasa tabula,
предчувствуя, как в сердце зреет фабула:
дверь вздрогнет – и из дома кто-то выйдет.
Но только от предчувствия до выхода
(как иногда от вдоха и до выдоха) —
проходит вечность, полная наитий.
Сосульки, рифмы – всё грозит обрушиться,
и голова уже немного кружится,
как от излишне частых чаепитий.
И столько за мгновенье это прожито,
что автору уже неважно, ктo же там:
«Герой, злодей, монах, король… — да нy вас!»
Картина в голове сложилась, вызрела —
до мелочей, до реплики, до выстрела!
И наплевать, что дверь — не шелохнулась!..
Юлий КИМ
Москва
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭПИЛОГ»
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗАЛА
Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясённый до слёз,
Я ведь брошу родную обитель
И коня оседлаю всерьёз!
И поеду скакать и бороться
Против тёмных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство:
Я в себе его вдруг ощутил!
И в беде никого не покину,
И удары приму на себя,
И наверно — конечно! — погибну,
А потом вы играйте меня…
АКТЁРЫ
В добрый путь! Мы смеяться не станем…
А когда утомишься от ран —
Приходи: мы ещё раз обманем,
Ты умеешь поверить в обман!..
Ты умеешь поверить…
|