НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


и
ю
н
ь
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", июнь 2008

:: Содержание






АРХИВНЫЙ ФОТОЭКСКЛЮЗИВ.



Вперёд — в Прошлое!..

Казалось бы, совсем недавно родилась рубрика «Архивный фотоэксклюзив» (это всего лишь третий её выпуск), а ощущение, что она всегда была на страницах «Омска театрального». То ли Его Величество Время настолько ускорилось, что исчезли все существующие доселе границы между днями, неделями и годами; то ли архивные фотографии, связанные пусть с недавним, но Прошлым, даруют чувство неразрывной связи времён, людей, персонажей, событий. Это было… Это есть… Это будет…

Сегодняшний выпуск, который, как всегда, сформирован из фотографий, переданных в редакцию вами, уважаемые служители Мельпомены и театралы Омска, — немножко и со стихотворным «уклоном», и «с уклоном» в Академический театр драмы. Так уж получилось (и все претензии по сему поводу, если таковые будут, — к автору рубрики)

Ну что ж, как говорится — вперёд в Прошлое! Во имя Настоящего. И Будущего.



УЛЬЯНОВ, МАРШАЛ ТЕАТРА

Посмотрел на этот снимок 1995 года — и… о маршале Жукове подумалось: в тот год Михаил Александрович Ульянов как раз приезжал на открытие в Омске памятника Жукову. И потому ещё подумалось, что помнится недавний стихотворный монолог, который исполнил актёр Игорь Малахов на февральском вечере, посвящённом Дню защитника Отечества. Монолог этот был связан с Ульяновым.










«…И мне кажется -
происходит
смещенье лет,
и мне явственно
слышатся звуки
славянского марша,
и в памяти
проплывает
череда кинолент
о Великой Отечественной,
где роль у Ульянова —
маршал.

Он — защитник Отечества.
Раньше, и впредь, и сейчас!
И из тысяч, мильонов и кино-, и телеэкранов
он с пронзительной мудростью
смотрит на нынешних нас —
легендарный земляк Михаил Александрыч Ульянов».

…1995-й год. Встреча-общение с актёрами всегда любимой Михаилом Ульяновым омской драмы. На снимке: (первый ряд) Наталья Василиади, Надежда Живодёрова, Надежда Надеждина, Михаил Ульянов, помощник режиссёра Светлана Киреева; (второй ряд) Татьяна Филоненко, Николай Михалевский, Вячеслав Корфидов, Любовь Трандина, Давид Бродский с дочкой Кристиной; (сидит) Юрий Ицков.



«И ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ МОЯ СРЕДИ ВАС…»

Этот любительский снимок принёс в редакцию художник, мастер-косторез Николай Перистов. В 1983-м году режиссёр Сергей Рудзинский, ставивший тогда в ТЮЗе в качестве очередного режиссёра свой первый спектакль — «Погоню» по одному из рассказов Жоржа Сименона, — забежал к Николаю домой, зная, что в «знаменитом резном шкафу» Перистова есть карта Парижа…

Сергей Рудзинский (1956 – 1994), основатель и первый художественный руководитель Омского государственного драматического «Пятого театра»... Энергетика его души, его таланта была уникальной. Он ушёл — «на взлёте»; Судьба (это слово Сергей всегда писал с заглавной буквы) достигла лишь кульминации, блистательно проведя его через филфак педагогического института, через режиссёрское отделение театрального училища имени Щукина, через высшие режиссёрские курсы, через спектакли, поставленные им в молодёжном театре «Протей», ТЮЗе, «Пятом театре».

Первый завлит «Пятого театра» Галина Сокур очень точно и пронзительно написала однажды: «В отличие от многих, он знал, зачем живёт. Когда, наконец, после бесконечных мытарств «Пятый театр» состоялся, а проблемы всё продолжали валиться и, казалось, конца им не будет, — Серёжа с удивительной внутренней уверенностью как-то сказал: «Ну как ты не понимаешь: меня не будет, а Театр останется…».





…И вновь звучат в памяти строчки Юрия Левитанского — поэта, которого ценил и любил Сергей:

«И когда я уйду от вас, в некий день,
в некий день уйду от вас, в некий год, —
здесь останется лёгкая моя тень,
тень моих надежд и моих невзгод…
Словом, так ли, этак ли — в некий час
моя тень останется среди вас,
среди вас, кто знал меня и любил,
с кем я песни пел, с кем я водку пил,
с кем я щи хлебал и дрова рубил,
среди вас, которых и я любил.
Будет тень моя тихо у вас гостить,
и неслышно в ваши дома стучать,
и за вашим скорбным столом грустить,
и на вашем шумном пиру молчать...»



«В ТЕБЕ, ДРУЖОК, МАЛОВАТО «МАЛЬЧЕВСКОГО»…» —

так иногда любит говорить Елена Александровна Аросева молодым актёрам; и поясняет при этом: «То есть — маловато заразительного мужского обаяния и сценической дерзости».

…Легендарный актёр Омского академического драмы, заслуженный артист России Виктор Николаевич Мальчевский (1921 – 1987) любил надписывать фотографии в семейном альбоме. Да непременно с юморочком, как вот и эту надписал: «Сидел он, дум великих полн…». А «думы полные» были в 1978-м, на родине Мальчевского — в деревне Хмельное, под Киевом, куда Виктор Николаевич приехал проведать родственников в перерыве между киносъёмками (на киностудии им. Довженко он снимался в это время в фильме «Под созвездием близнецов»).

Маловато «Мальчевского»… Маловато. И вспоминается, как Елена Ивановна Псарёва любила рассказывать про серединочку 1950-х, когда, «свисая с галёрки, девчонки-студентки буквально стонали от восторга: «Маль-чев-ский!..».

…А ещё Виктор Николаевич любил стихи сочинять. Наивные и трогательные… А незадолго до ухода — вот эти тихие и «усталые» строчки:

«Журавлиной стаей
пролетели годы,
Были святость сцены
и радушный зал,
Были и победы,
были и невзгоды.
Только что-то важное
я недосказал…»







КОМПЛИМЕНТЫ ОТ КЛАССИКА

1982 год. Москва. Гастроли Омского академического театра драмы в помещении Малого театра. После спектакля по комедии Брагинского «Комната» (режиссёры — Г. Тростянецкий и В. Пази) к актрисам Людмиле Худаш и Марине Кройтор неожиданно подошёл (да-да, «вот так запросто»!) Евгений Евтушенко. С комплиментами подошёл. «Он столько хорошего мне наговорил, что я от смущения даже голову опустила», — вспоминает Марина, глядя на фотографию.

Ну а на следующий день поэт свой двухтомник ей подарил, с надписью дарственной. Цитирую (разумеется, с согласия актрисы):

«Дорогой Марине Кройтор с верой в нашу дружбу и в то, что она принесёт дух искусства».

Красиво... Жаль только, что в прозе, а не в стихах…



«ОМСК, РОССИЯ, ВЕСЬ МИР…»

«…Россия, матерь чyдная,
Куда? Откуда? Как?
Томленье непробудное,
Рывки из мрака в мрак.
Труднее и извилистей
Найдутся ли пути?
Да как же столько вынести,
Чтоб сызнова нести?..»

Ах, как роскошны были кимовские «Московские кухни», поставленные в омской драме в 1990-м году Вячеславом Кокориным!.. В честь премьеры популярнейший поэт, бард и драматург Юлий Ким написал тогда: «Поздравляю Омск, Россию, весь мир и себя — с искренним, сильным и честным спектаклем о подлинных героях России!»

…1991-й год, Милуоки. Триумфальные «американские гастроли» «Московских кухонь». На снимке (слева направо): Юлий Ким, актёры Дмитрий Лебедев, Татьяна Филоненко, Наталья Василиади, Елена Псарёва, Сергей Тимофеев, Николай Михалевский (рядом с Ю. Кимом — переводчица с английского).



КИНОПОДАРОК СУДЬБЫ

Есть такая традиция в театральном училище имени Щукина: студенты-первокурсники обслуживают (в качестве рабочих сцены) дипломные спектакли старшекурсников. Новоиспечённому студенту «щукинки» Сергею Тимофееву, впрочем, повезло чуть больше: ему в одном из спектаклей даже маленькую роль дали. И в роли этой увидела его ассистент легендарного кинорежиссёра Евгения Ташкова (напомню лишь несколько его лент, ставших классикой советского кино: «Жажда», «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского»). И маленькая роль первокурсника Тимофеева «аукнулась» ему одной из главных ролей в кинодилогии Ташкова «Преступление» (фильмы «Обман» и «Нетерпимость», 1976 год).

«Это, конечно же, был «подарок судьбы», — говорит Сергей. — Евгений Иванович — прекраснейший кинорежиссёр, и, что довольно редко в кинематографе, у него «театральный принцип» работы; я даже к нему домой ездил на репетиции. А какое это было счастье — оказаться на съёмках рядом с Владиславом Стржельчиком, Борисом Новиковым, Николаем Гриценко!..»

…Фотографии — «тридцать лет и три года». 1975-й год. Кострома. На съёмочной площадке фильма «Преступление» — Евгений Ташков и будущий художественный руководитель Омского Лицейского драматического театра Сергей Родионович Тимофеев.



«ХОРОШО, СКАЖУ Я ВАМ…»

Эх, давненько актёрские куплеты не звучали в «капустниках» домоактёровских! А дуэты — классные были в 1980-е – 1990-е, причём «варьирующиеся»: Николай Бабенко — Юрий Ицков («Я, Бабенко, и Ицков // Скажут вам немножко слов…»), Валерий Алексеев — Ицков («…Сразу вымрут все придурки // От Валерки и от Юрки!»), Алексеев — Сергей Олейник (см. фото)…

Не могу со стопроцентной точностью обозначить год из последнего десятилетия 20-го века, когда сделан этот снимок в Доме актёра. Но несколько частушечек из того выступления — очень даже хорошо помню. Споёмте, друзья! Окунёмся в 1990-е!..

— Мы сегодня встали рано,
Потому что — ветераны.
— Мы крепки, сильны и стойки, —
Ветераны Перестройки!

— Если где-то много «тыщ», —
Значит, рядом кто-то нищ.
— Вон она, тоща и хмура —
Наша омская культура.

— Я к бумажному змею
«Тыщу» прицеплю свою.
— Пусть летит он выше, мля,
Чтоб видно было из Кремля!

Если есть в частушках мат,
Я ни в чём не виноват.
Я ведь тоже часть народа,
То есть, я — электорат.

— Фраза сделана искусно:
«Не люби себя в искусстве!»
— Но позвольте мне спросить:
А кого ж тогда любить?

— Хорошо, скажу я вам,
Крепкий кофе по утрам!..
— Рассуждаешь очень куце.
Хорошо — вообще проснуться!..

P.S. Ну а мне остаётся лишь традиционно добавить для тех, кто впервые сегодня «столкнулся» с нашей рубрикой: как вы уже поняли, «идея» достаточно проста — речь идёт о фотографиях, которые имеют непосредственное отношение к театру и к его служителям, но при этом никогда не были напечатаны. А с точки зрения жанра — что угодно: от иронии до «неожиданного ракурса», от юмора до абсолютного серьёза. Так что — «двери» нашей рубрики всегда открыты для вас! «Архивный фотоэксклюзив» продолжает накапливать свой «портфель». Вперёд — в Прошлое!..

Рубрику ведёт Сергей ДЕНИСЕНКО







вверх страницы