НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


и
ю
л
ь
-
2
0
1
1

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", июль 2011

:: Содержание






«КУДА Ж ВЫ, МОГИКАНЕ?..»






Белое и чёрное – это цвета фотографии. Для меня они символизируют надежду и отчаяние.
(Роберт Франк)


В прошлом номере журнала напечатали мы фотоснимок 1974-го года из архива Ларисы Ханжаровой, на котором запечатлена группа актёров Омского драматического театра во время экскурсии в Бухенвальде. И, «расшифровывая» ту фотографию, звонил я актёру Корфидову (зная, что в той поездке был и он), дабы поинтересоваться, почему его нет в кадре. И выяснил, что Вячеслав Михайлович – не кто иной как автор снимка… Так всё и началось. Точнее, – именно тогда и начала зарождаться «идея» нынешней публикации.

Как уже догадался проницательный читатель «Омска театрального», снимки, напечатанные в этом выпуске «Архивного фотоэксклюзива», – из домашнего (и, разумеется, тоже эксклюзивного) архива актёра Омского академического театра драмы, «Легенды омской сцены» Вячеслава Михайловича Корфидова, который верно и преданно служит нашему легендарному Омскому театру драмы вот уже 46 (!!!) лет. И с тех же времён не расстаётся он с фотоаппаратом; сначала – широкоплёночный «Любитель», ну а далее, пройдя «Зоркий» и «Зенит», Корфидов и до «Никона» дошёл… Но это – сегодня (с «Никоном»). Мы же – отправляемся, по традиции, во времена «архивные» (архивные как минимум с точки зрения 21-го века)…



_____________________________________________________

…Больше всего при «расшифровке» архивных фотоснимков мне нравится сам процесс «поиска истины» (весьма, кстати, изнуряющий процесс, результатом которого становятся порой просто, например, четыре циферки, обозначающие год, в который был сделан снимок).

Фотография с изображением Александра Ивановича Щёголева и Бориса Михайловича Каширина, конечно же, впечатлила. И вообще фиксация репетиционных моментов – это дорогого стоит. Ну а дальше – целая история была.

Негативы, с которых Вячеслав Корфидов сканировал изображения, – не подписаны (естественно). Где? Что? Когда? Можно предположить, что это репетиция спектакля леоновского «Нашествия», где Щёголев – Таланов, а Каширин – Фаюнин, 1982-й год (да и снимок со Щёголевым из того спектакля в альбоме, выпущенном к 130-летию театра драмы, – ну аккурат с Александром Ивановичем «того времени» совпадает)…

Далее неожиданно (но логично) возник вопрос: а что это за балетный станок на заднем плане? Корфидов вспоминает, что в старой репетиционной комнате театра драмы такового не было… И спустя несколько дней Вячеслав Михайлович разыскивает-таки плёнку, с которой сканировал снимки. Появляется ещё одна фотография, на которой виден режиссёр Артур Юзефович Хайкин. А далее на той же плёнке – почему-то снимки, сделанные в Краснодоне... Так, Украина. Гастроли на Украине (Киев, Запорожье) были в 1973-м, в гастрольной афише есть «хайкинский» спектакль «На дне», в котором заняты и Каширин (Лука), и Щёголев (Сатин). Кажется, совпадает… Но Краснодон вроде как далековато от Киева и Запорожья…

Телефонные перезвоны, уточнения… «Резюме»: в Краснодон ездили на автобусе, и ехали, причём, не очень долго… Есть! Были ведь и ещё одни «украинские» гастроли! Ехали в Краснодон – из Ворошиловграда (гастроли 1977-го). Так, идём дальше. Незадолго до тех гастролей, в конце мая, Артур Хайкин выпустил спектакль по пьесе Е. Чебалина «Добежать, отдышаться», в котором у Щёголева – роль Назарова, а у Каширина – Фарли Оуэлла… И вот на сей-то раз – всё совпадает!..

И мы вместе с Вячеславом Корфидовым, «усталые, но довольные», подписываем фотографию. Итак, на снимке: гастроли Омского драматического, Ворошиловград, 1977-й год; народные артисты РСФСР (напомню для молодых читателей: РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) А.И. Щёголев и Б.М. Каширин; репетицию сцены из спектакля «Добежать, отдышаться» проводит Артур Хайкин. А «поодаль» на снимке – помощник режиссёра. И, хоть она и отвернулась от фотообъектива, но, судя по «имиджу», это, скорее всего, Светлана Новосёлова (сегодня она живёт в Санкт-Петербурге)…



_____________________________________________________

…И вновь – Александр Иванович Щёголев, первый и единственный в Омске народный артист СССР (напомню для молодых читателей: СССР – Союз Советских Социалистических Республик). 1974-й; в мае этого же года Щёголев стал народным артистом РСФСР («СССР» появится в титуле в 1985-м). В рамках программы «Обслуживание Групп советских войск» – Омский драматический в Германии. По улочке немецкого городка идёт исполнитель роли генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева в спектакле Омского драматического «Так начиналась легенда» (напомню: пьеса Я. Киржнера и А. Мозгунова).

…Мне думается, фотография столь образна сама по себе, столь «портретна» и столь «контекстна», – что вряд ли нужны ещё какие-либо комментарии…

«Проходит век… Куда ж вы, могикане?..».























_____________________________________________________

…Актёры-могикане Омского драматического!.. Эпоха. Великая эпоха!..

Ещё одна фотография из 1970-х. И ещё один легендарный актёр (не надо бояться слова «легенда» по отношению к артистам Омского драматического, это – истинное слово, единственно возможное). Народный артист РСФСР Алексей Фёдорович Теплов.

…1974-й. Гримёрка. Теплов – перед выходом на сцену в премьерном спектакле Якова Марковича Киржнера «Преступление и наказание» (роль Мармеладова). Тот спектакль не был лучшим в творческой судьбе Киржнера и довольно быстро «сошёл с репертуара». Но сегодня – не о спектакле. Сегодня – об Артисте. О запечатлённом мгновении, когда тоже не требуются комментарии…





Сколько было артистов –
сосчитать не проси –
непреклонных и чистых
на великой Руси!..

_____________________________________________________

…2004-й – это уже вроде и не «архив». И всё же…

…Они встретились в последний раз. На юбилее родного омского театра. «Погодки». Оба – из 1941-го. Народный артист Украины Николай Андреевич Бабенко, прилетевший из Киева (с 1968-го по 1980-й – звёздный актёр Омского театра драмы, далее – Киев) и заслуженная артистка России, «Легенда омской сцены» Вера Георгиевна Канунникова (35 лет – в театре драмы, начиная с 1960-го, потом – «Пятый театр» и одновременно – режиссёрско-педагогическая деятельность в Лицейском театре).

…Сколько уже раз это было, когда ты оцепенело смотришь на слегка пожухлый от времени телефонный блокнот – и холодом от него всё больше и больше веет!.. И строчки Роберта Рождественского в висках болят-пульсируют, помните? «…И застыл телефон в книжице. Как рыбёшка в углу невода. Номер есть, а звонить – некуда»…

Николая Бабенко не стало через год, в 2005-м…

Веры Канунниковой не стало через пять лет, в 2009-м…

…И иногда мне начинает казаться, что, быть может, не стоило затевать эту рубрику – «Архивный фотоэксклюзив»? Потому что в итоге больно становится. И трудно. Но тут же Володю Гуркина вспоминаю (и опять, опять: «Номер есть – а звонить некуда»!..), который говорил мне когда-то: «Боль – неотъемлемая часть жизни и судьбы, и это надо принять как данность, равно как и то, что несправедливость – такая же неотъемлемая часть судьбы и жизни».

…Ищу «компромисс». «Архивный фотоэксклюзив» – во имя Памяти! И Вячеслав Корфидов, занимающийся сейчас своим огромнейшим фотоархивом, – того же мнения. Но почему же в висках при этом уже другое пульсирует, из Геннадия Шпаликова:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне…

_____________________________________________________

P.S. Выражаю признательность за помощь в уточнении фактографических данных Валентине Корфидовой, Валерии Прокоп, Светлане Яневской.

Рубрику ведёт Сергей ДЕНИСЕНКО







вверх страницы