НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография
о
к
т
я
б
р
ь
-
2
0
0
6

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", октябрь 2006

:: Содержание






Елена Горфункель
Дети перестройки, или Что почем (Размышления о Международном фестивале «Молодые театры России»).



Их так называют – молодые театры России, «дети перестройки». С прежним, многократно проклятым прошлым советского театра они как будто не связаны. Оторвались, наконец. Но на каждом шагу чувствуется потребность вернуться, хотя бы ненадолго, обратно в СССР. Кстати, именно так, позаимствовав у «Биттлз» название одной из их песен, «Back in USSR», назвали свой спектакль актёры театра АРТиШОК (Алма-Ата), молодые из бывшего нашего, а ныне свободного и зарубежного Казахстана, и это был один из лучших спектаклей четвёртого фестиваля «Молодые театры России», и один из лучших за все четыре года существования этого фестиваля в Омске. Из зарубежья, на русском языке, о советских пионерках – не сон ли? Не сон. Счёты не сводят, пионерское знамя валяют по полу не из страшной мести, а оттого, что пол подтереть больше нечем. Гипсовых кумиров большевизма целуют в губы, потому что целоваться не с кем. Возрастные заботы советских тинэйджеров – вот что такое эта комедия. Как ни странно, свобода суждений, свобода театрального языка принесена с сопредельной территории. Но о свободе суждений и языках позже, а прежде…

О ЛИЦЕ

Каждому из сотен театральных фестивалей, бытующих в стране, нужно бы иметь свое лицо. В нашем случае оно совпадает с лицом омского «Пятого театра», организатором и устроителем «Молодых театров России».

Профессиональный уровень Пятого театра таков, что на «Сибирском транзите» 2005 года он удостоился двух главных премий – за лучший спектакль («Чудаки» в постановке Анатолия Праудина) и за лучшую женскую роль (Мария Долганева в «Падшем ангеле» Клима – Алексея Янковского).

За время жизни «Пятого» в Омске добавилось ещё четыре, их уже всего девять. «Пятый» появился в 1990-м. Всё начиналось хорошо, но тут же был первый удар – смерть Сергея Рудзинского, основателя театра, его главного режиссера. Постаравшись не потерять молодости, «Пятый» выжил, выправился, поднялся. Участвовал в десятках фестивалей, прежде чем учредил свой. Наверное, из здорового эгоизма – чтобы быть в курсе театрального процесса, даже направлять его. Так поступают многие театры-учредители, однако многие же, так сказать, питаются за счет фестивального конденсата, за счет поступлений от участников. «Пятый» омский питает сам. Он развивается в современной модели, чередуя постановщиков, фигура главного режиссера – не обязательна. Через «Пятый» проходят школы, личности, города. В нём работали Анатолий Праудин, Алексей Янковский, Борис Цейтлин, Андрей Любимов (главный режиссер после Рудзинского), Иван Поповски, Николай Дручек, Вениамин Смехов. К очередному съезду гостей – одна-две премьеры, как правило, задающие уровень фестиваля.

Труппа – в возрасте зрелости, с яркими дарованиями, только что пополнилась молодежью, возможности которой стразу же стали видны, в том числе на четвертом фестивале. Благодаря ей, столичные режиссеры, тоже молодые, воспитанники Камы Гинкаса и Центра имени Мейерхольда, показали в эскизных вариантах сразу пять новых пьес (проект Лидии Боговой «Пьеса находит театр»). Таким образом, «Пятый» для фестивального процесса не проходная площадка, а равноправный партнер.

Небольшое отступление: всеобщая фестивализация страны вообще-то снижает принцип соревнования, которым фестивали интересны. Нужно очень постараться, чтобы не получить хотя бы диплом, о чём с гордостью потом сообщать во всех резюме. Наступило время сплошной награждаемости. С праздничным настроением примерно один и тот же состав участников разъезжает по городам и регионам за следующими наградами. Хорошие спектакли нарасхват, ведь их не много. В конечном счете, один фестиваль отличить от другого можно только по уклону, по специализации. «Молодые театры России» отказались от соревнования. И что же? Акция вот уже четыре года как бы не завершена. Точки не поставлены.

ДИРЕКТОР

Лицо фестиваля и театра определяет не в малой степени директор – неизменный лидер «Пятого театра» с самого начала – Александра Юркова. У неё есть директорские качества – твердость и гибкость, особенно в общении с художественной массой. Но есть и свой характер, суть женский стиль управления. Юркова не выступает публично, разве что скажет две приветственные фразы на открытии и обязательно выйдет взглянуть на капустник (капустники устраивались ежевечерне). Она не из публичных директоров, рекламирующих свой театр на трибуне и по первому впечатлению не хозяйственница. Скорее – элегантная хозяйка, знающая, как принять важных гостей, как быть демократичной и ненавязчиво светской. Она дипломат. Принятие решений, мотивы и способы действия, выбор и планы – все это для посторонних совершенно незаметно. Ясно лишь, что последнее слово всегда за директором. При всех сомнениях, колебаниях и внешней уступчивости, Юркова – кремень. Роль неуверенной в себе чуть ли не дилетантки она играет не хуже, чем ее талантливые актеры – в спектаклях. В результате – атмосфера делового спокойствия и уюта на фестивале.

КОМПОЗИЦИЯ

За четыре года композиция фестиваля не менялась, да в ней и нет ничего исключительного; скорее это типичный фестивальный набор – участники, гости, звезды, мастер-классы, обсуждения, капустники, даты, зарубежная программа. Из четырехлетней истории «Молодых театров» запомнились мастер-классы Марка Розовского, Рустама Ибрагимбекова, Вениамина Смехова, Владимира Рецептера, Сергея Женовача, Константина Райкина; замечательные гастрольные спектакли вышеуказанных лиц и Александра Калягина, Александра Филиппенко, а также встречи, встречи. Увидеть звезд омский зритель очень расположен. Потакая его, зрителя, желаниям, фестиваль отдаеёт звездам лучшее время, лучшие площадки. Их принимает университет, СТД, другие театры.

Все, что привозят и делают столичные мастера, встречается на ура, что совершенно справедливо. Но вот незадача: кое-кто за счет звездного шума остается в тени. Так, почти незамеченным остался в 2005 году театр из Краснодара – премьера со спектаклем «Дуэль» по Чехову. Играли на неудобной, далекой от публики площадке, когда параллельно предлагались «Контрабас» с Константином Райкиным, «У времени в плену» Александра Филиппенко, «Кроткая» тбилисского Театра имени Грибоедова и моноспектакль Игоря Ларина «Разбился я с театром». Даже легкой на подъем омской публике на все не хватило, и «театральную иллюзию поэтической реальности» (так в анонсе краснодарского спектакля) никто не заметил. Зря, потому что постановка (режиссер Владимир Рогульченко) скромна, но вполне интересна. На прошлых фестивалях маленькие отечественные театры тоже довольствовались остатками внимания. Зато так называемые проекты, всякого рода «степ-фантазии» и «ледяные картины» были на первом плане, с той помпой и претензиями, которые отличают столичных театральных контрабандистов.

Праздник праздником, однако фестиваль – это необъявленная биржа кадров и идей. Сговор всех со всеми – подтекст праздника. Будущие постановки и репертуар определяются под шумок молодежного веселья, но вполне серьезно. Молодых театров много… и мало. Молодость – это крайности, принято думать, что молодые действуют в агрессии новаторства. Есть специальные фестивали поддержки агрессоров. Но там еще меньше честных достижений, чем в традиционных коллекциях, потому что имитация авангарда дается без труда, а распознание имитации – с трудом. Здесь рынок включается мгновенно, потому что эксклюзив приносит доход не меньший, чем антиквариат. Спекуляций на новаторстве всегда было много, и наше время хотя бы в этом опережает прошлое и Советский Союз.

«Молодые театры России» – фестиваль равновесия. Здесь принято углубление традиций, поиск не выпирает, не навязывается. С одной стороны, это хорошо. «Зеленая зона» М. Зуева в режиссуре Сергея Афанасьева, «Белая история» питерского Комик-треста, «Фрекен Жюли» в постановке Евгения Марчелли, «Крокодил», «Женитьба», «Чудаки» Анатолия Праудина, «Ромео и Джульетта» Сергея Женовача – театральные события и театр для людей. С другой стороны, молодость не индульгенция, и она проходит. Ставят спектакли режиссеры-мастера, совсем молодых коллективов не хватает. Под боком у «Пятого», в области, в городе Тара, откуда родом Михаил Ульянов, есть Северный драматический театр. Это, можно сказать, традиционная студия. Она делает ставку на молодежь и доказывает это ежегодно. Подобных примеров немного.

Вопрос о молодежности фестиваля «Молодые театры России» встает сам собой. Молодость, даже защищенная мастерством старших, это подчас школьный строй, а не творчество.

ГЕОГРАФИЯ

География омских встреч в конце октября – начале ноября широка, но Сибирь в ней на первом месте. Сибирь выделяется, притом не только творческими возможностями – финансовыми также. Количество средств театральной информации для остальной русской провинции – невиданное. Каждый театр выпускает свой если не журнал, то альманах. Реализуются все стоящие проекты прессы. Затем, ремонты: Омский театр драмы сейчас, после завершенного ремонта, выглядит как храм искусства с мониторами в актерском фойе и прочим техническим шиком среди гранита, мрамора и первоклассного дизайна. Твори, выдумывай, пробуй, режиссер! Это говорит о том, что театр в Сибири не последнее дело, средств на него не жалеют. В Таре – всего несколько десятков тысяч жителей, театр организован по инициативе губернатора Омской области. Такого благоволения, как в Сибири, театру нигде в России больше нет, и это хорошая традиция (так было, между прочим, и в советское время). Ей могут только позавидовать какие-нибудь театрики на северо-западе России, годовые постановочные которых составляют не более двухсот тысяч рублей. Нищета!

В Омск едут театры из Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Саратова, Перми, Ярославля, Тольятти, Новосибирска, Воронежа, Улан-Удэ, Якутска, Рязани, Ростова-на-Дону – маленькие и солидные, новые и старые, конечно же, из Москвы и Петербурга, иногда со столичной наглецой привозя второй сорт и делая вид, что это первый (увы, питерские «Эти свободные бабочки» на четвертом фестивале – пример). Все же, как бы ни выстраивались фестивальные кадры по рангу, как бы ни уклонялась дирекция от сортировки, главную ценность в театре и на фестивалях составляют только спектакли.

Елена ГОРФУНКЕЛЬ,
профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства (Фрагмент статьи из журнала «Театр»)




О ФЕСТИВАЛЕ ГОВОРЯТ:

ЛЕОНИД ПОЛЕЖАЕВ
Губернатор Омской области, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»

Каждый раз, когда открывается фестиваль «Молодые театры России», в Омске начинается театральный праздник. Уверен: и в этом году омичей ждет яркое событие. Судя по тому, какое разнообразие спектаклей современных российских и зарубежных театров представлено в афише, с каким интересом ожидают их омичи, можно говорить, что фестиваль, который является смотром творческих работ молодых коллективов, представляющих театральное искусство ХХI века, становится известным в профессиональных кругах и популярным у зрителей. Отрадно, что омский форум «Молодые театры России» сегодня входит в число десяти крупнейших отечественных фестивалей.

Он проходит в нынешнем году, когда мы отмечаем большой исторический юбилей – 250-летие российского государственного театра. Искусство, которому вы посвящаете жизнь, играет большую роль в формировании общественного самосознания, в духовном развитии общества. Пусть ваши творческие работы будут востребованы зрительской аудиторией, по достоинству оценены коллегами и взыскательной критикой, соответствуют высокому художественному уровню, свойственному российскому профессиональному театру. Пусть в продолжение лучших отечественных традиций спектакли молодых театров привлекают яркостью современного звучания, впечатляющей образностью постановок, выразительностью режиссерских решений и актерских работ.

От всей души желаю творческих удач всем участникам V Международного фестиваля «Молодые театры России». Коллективам, приехавшим в наш город, всем молодым, начинающим делать первые профессиональные шаги в искусстве, хочу пожелать обретений на открывающемся перед вами жизненном и творческом пути. Желаю успешной и выразительной реализации ваших творческих планов, а вашим спектаклям – понимания коллег и критики, любви и неизменного интереса публики.

Пусть все спектакли фестиваля заканчиваются долгими, горячими аплодисментами и оставляют добрый след в сердцах поклонников театрального искусства.



АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН
Председатель Союза театральных деятелей России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» народный артист России

Ваш фестиваль – совершенно оригинальное и замечательное явление. Вам удалось найти свой собственный путь, свою нестандартную сверхзадачу. Репутация любого театрального фестиваля, его престиж определяются не только тем, сколько раскрученных театров или спектаклей появляется в его афише, но гораздо в большей степени тем, сколько новых имен он открыл театральному миру, сколько хороших и интересных театров отыскал и показал первым. Смысл существования фестиваля заключается именно в поиске и открытии нового. Вы делаете ставку на молодежь, на тех, кто еще не очень известен, многие из них только начинают свой путь в искусстве, многим пока трудно, но за ними – будущее Часто именно там, в стороне от проторенных театральных дорог, зарождается настоящий театр. Именно здесь, в этих, может быть, не совсем совершенных работах, мы пытаемся разглядеть ростки нового, почувствовать атмосферу и настроение обновления, расслышать первые слова другого, незнакомого нам театрального языка.

Уверен, что для всех участников, гостей и зрителей фестиваль станет значимым и интересным событием. Вы выбрали абсолютно правильный подход – показ спектаклей вы сопровождаете мастер-классами, обсуждениями, творческими лабораториями, чтобы жизнь на фестивале не останавливалась ни на минуту, чтобы его участник обрел максимально сконцентрированный опыт, чтобы за дни фестиваля он смог получить как можно больше впечатлении, как можно больше информации, встретил как можно больше интересных людей.









вверх страницы