НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография

о
к
т
я
б
р
ь
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", октябрь 2008

:: Содержание






Поколение дикобразов.



«Я ухожу красиво» – «мобильная» история по пьесе Ярославы Пулинович «Учитель химии» в Театре-студии Александра Гончарука. Режиссёры-постановщики заслуженный артист России Александр Гончарук и Анна Бабанова. Художник по костюмам – Нина Проворова. Хореограф – Ирина Горэ.

Театр-студия Александра Гончарука – самый молодой в Омске театр. Его труппа состоит из школьников, в недавнем прошлом – актёров Лицейского театра, и студентов актёрского курса ОмГУ. Неудивительно, что и репертуар здесь выбирается молодёжный, и основная аудитория соответствующая.

«Я ухожу красиво» – наверное, самый шокирующий спектакль из небольшого пока репертуара театра. Охотно верю, что на него не собирают школьные культпоходы и учителя даже рады были бы запретить его индивидуальные просмотры учащимися. Потому что здесь рассказывается о школе со всей откровенностью ненавидящего её старшеклассника. За свою пьесу «Учитель химии» молодой драматург из Екатеринбурга Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, на Всероссийском конкурсе «Дебют» в 2006 году получила спецприз «Голос поколения». И голос этот действительно звучит, не то чтобы жёстко и обличающе, но отчаянно.

Спектакль студии Гончарука интересно смотреть уже после первого – второго звонка. Молодёжь наполняет зал, и как-то незаметно актёры начинают ходить среди зрителей. Они разговаривают по сотовым телефонам, собираются в группы у входа. Никто не подозревает подвоха. Они – одни из тех, кто сейчас в зале. Это ощущение остаётся до конца.

Герои спектакля – завтрашние выпускники. Они готовятся без сожаления расстаться с казёнщиной и обязаловкой – «уйти красиво». Они рано повзрослели, их даже зовут как-то по-взрослому: Михалыч, Марго. Девчонки обсуждают секс и мечтают о выгодном замужестве. Парни прицеливаются, как полегче и побыстрее «срубить бабок». Школьная шпана одинаково ненавидит и интеллигентного хакера Славу (Ярослав Максименко), и мажора Артура (Игорь Болдышев). Борьба за приглашение на «престижный» день рождения напоминает клепикоовскую «Незнакомку». Только новое поколение стало ещё жёстче. Цинизм, агрессия, социальная непримиримость. И через всё это, как ни странно, пробивается… желание общения и понимания. Как в той притче о дикобразах, которые прижимаются друг к другу в поисках тепла и колют своими иглами.

«Неужели у нас такие дети?!» – случайно попавшая на спектакль пожилая женщина кладёт под язык валидол. Почему-то никто не спросит: «Неужели у нас такие учителя?» Молодое поколение, что в зале, то точно знает – такие. В школьном монстре Клавдии Михайловне (Мария Коптева) каждый узнает какую-нибудь свою «Мариванну». Впрочем, она ведь тоже по-своему хочет добра ученикам, поэтому и орёт на них, и «строит» по-солдатски. А ужасная причёска, безликий костюм – это как раз потому, что на себя не остаётся времени, вся жизнь отдана школе и детям, которые абсолютно неблагодарны. Которые ёрничают, хамят, в лучшем случае – просто её игнорируют. Понятно, что её система ценностей в их глазах безнадёжно устарела. И, конечно, им смешно, как она носится со своим «Школьные годы чудесные», когда всем хочется поскорее эти «чудесные» забыть.

В спектакле много музыки, пластики, зрелищных пародий – всё-таки готовится выпускной вечер. Тут вам и Фредди Меркьюри, и Григорий Лепс, и серая мышка Ирочка, преобразившаяся в потрясающую секси-гёрл. А уж как класс беснуется под «Районы, кварталы» группы «Звери», чертя загогулины в темноте светящимися телефонами! Белые фартуки? Ага, щас! «Ярко-жёлтые очки, два сердечка на брелке!..»

История 11 «а» рассказана главной героиней спектакля Таней (Юлия Овчаренко). Вернее, снята на её мобильный телефон. По мобильнику же она общается с матерью, которая никак не успевает вернуться из командировки к её выпускному. «Ты же обещала!» – в голосе Тани звенят слёзы. Она понимает, что в очередной раз оказалась никому не нужна. Даже одноклассники не всегда помнят, как её зовут. В отместку Таня снимает самые безобразные моменты школьной жизни, люди в её мобильнике уродливы. И всё-таки она способна на сочувствие, девочка в грубой одежде «унисекс», у которой из-под нелепой шапочки вдруг вырывается волна рыжих волос. В спектакле есть моменты, когда все герои оказываются лучше, чем казались. Тонкие психологические моменты, с которыми прекрасно справляются молодые актёры.

Особенно сложно, пожалуй, Александру Гончаруку (мл.) в роли пожилого учителя химии Фёдора Ивановича. Но и он удачно выстраивает свою возрастную роль, не уходя в излишнее утрирование. Его Фёдор Иванович – тихий алкоголик и типичный «городской сумасшедший». В отличие от Клавдии Михайловны, он уже на всё махнул рукой: пьёт водку, доставая её украдкой из потрёпанного портфеля, потихоньку «глючит» и мечтает о явлении голубоглазого гения, идеального, так сказать, ученика. Ему один шаг до психушки, в ней он в конечном итоге и окажется. Но выкарабкается – люди, которым «всё по…», живучи, как тараканы.

От скатывания в беспросветность спасает финал. В нём герои садятся на авансцене и уже без всяких понтов и форсирования голосовых связок рассказывают, что произошло с каждым из них после окончания школы. Словно на встрече выпускников. Правда, кто-то до этой встречи не дожил – сгинул в армейском беспределе. Но остальные создали семьи, получили профессии, некоторые открыли бизнес. Они стали обычными людьми, перестав скакать цветными чёртиками на дисплеях мобильников. Они с теплом вспоминают и Фёдора Ивановича, и даже Клавдию Михайловну, и друг друга, листают альбом со своими детскими фотографиями. Наверное, так и бывает, когда проходит время и прошлое становится невозвратимым. Только очень жаль, что мы не можем сказать друг другу слова добра и любви вовремя. О, эти длинные иголки!

Эльвира КАДЫРОВА







вверх страницы