НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография
о
к
т
я
б
р
ь
-
2
0
1
0

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", октябрь 2010

:: Содержание






О тенденциях, простодушном зрителе и чувстве меры



Обо всём этом и многом другом шёл разговор за круглым столом, состоявшемся в рамках II Международного театрального фестиваля «Академия», в котором приняли участие многие ведущие российские и зарубежные критики и журналисты, приехавшие в благодатные сентябрьские дни в Омск.

Начиная разговор, министр культуры Омской области Владимир Телевной кратко представил общую театральную ситуацию в регионе, обрисовал направленность и обозначил периодичность проводимых в Омске пяти фестивалей: «Молодые театры России», «Панорама музыкальных театров», «Лучшие спектакли – лауреаты и номинанты фестиваля «Золотая маска» в Омске и Таре», фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» и «Академия». Министр отметил, что серьёзный подход к организации этого процесса обусловлен отчётливым пониманием, что фестивальное движение является эффективным инструментом выстраивания отношений внутри театральной среды, компенсацией во многом утраченной системы больших гастролей, создания условий для профессионального общения и развития театрального дела.

Нешуточный по энергии высказываний зашёл разговор о зрителе. Поскольку сегодня среднестатистический завсегдатай театрального зала – это зритель в основном женского пола в возрасте, мягко говоря, выше среднего, то дабы не завести театральную ситуацию в тупик, необходимо искать способы привлечения в зрительный зал молодых людей. К радости устроителей «Академии», молодых лиц на всех фестивальных спектаклях в зрительных залах наблюдалось множество.

Никто, однако, из участвовавших в разговоре критиков и театроведов, дружно соглашавшихся, что необходимо привлекать молодого зрителя, не обратил внимание на то, что современный театр, занимающийся поисками и изысками, ориентирован во основном не на представителей сегодняшнего молодого поколения, в большинстве своём мало и плохо знающих литературу, да порой и вовсе не читающих ничего, кроме интернетовских сообщений, а на людей подготовленных, оснащённых некоторым знанием и жизненным опытом. Даже спектакли, включённые в афишу нашего фестиваля, предполагали как минимум знание текстов Шекспира, Гёте, Олби. Иначе порой невнятные, небрежные переводы могли окончательно сбить с толку того самого молодого, не ведающего, о чём, собственно, речь, зрителя, за непременное присутствие которого в зале так ратовали участники беседы за круглым столом.

По мнению известного организатора театрального дела Олега Лоевского, исходя из анализа афиши (Островский, Шекспир, Гёте), зритель «Академии»

– человек солидный. Пока фестиваль ориентирован на канон, но необходимо, чтобы внутри зрела другая тенденция. Нужно менять сегменты зрительного зала, для чего необходима экспансия нового искусства. Однако при этом надо достаточно внятно ориентировать зрителя, чтобы не было эффекта обманутых ожиданий. Что во многом произошло с выступлением джаз-театра Дмитрия Хоронько.

Впрочем, вокруг представления Хоронько (собственно, того, что было показано на площадке «Пятого театра») развернулась целая дискуссия. Весьма своеобразная в музыкальном отношении программа с включением ненормативной лексики вызвала резкую реакцию зрителей, часть которых в возмущении покинула зал. Использование мата на сцене сегодня критиков абсолютно не коробит. Они найдут достаточно много и даже вполне элегантных объяснений этой практике. Однако как председатель оргкомитета фестиваля Владимир Телевной, понимая экстравагантность некоторых творческих коллективов, задал вполне резонные вопросы о чувстве меры и необходимости включения таких сценических выступлений в фестиваль «Академия», позиционирующий себя как представление лучшего в профессиональном современном театре, того, на чём можно учиться и молодым актёрам и режиссёрам, и молодым зрителям.

И этот вопрос вызвал живой обмен мнениями. Обозреватель «Российской газеты» Алёна Карась отметила, что благодаря ёмкому названию («Академия» не столько академическое искусство, сколько – школа, предполагающая обучение чему-то новому) фестиваль интенсивно, разнообразно, сложно двигается в сторону театра более радикального, экспериментального. Российский театр до сих пор находится в плену старых механизмов восприятия. Тщательно подбирая слово, чтобы не обидеть определением, критик назвала омского зрителя простодушным. Омичи вряд ли согласились с ней, поскольку и благодаря экспериментам бывших главных режиссёров академической драмы Владимир Петрова и Евгения Марчелли, и благодаря многочисленным и многолетним фестивальным показам на долю нашего зрителя пришлось достаточно обширное количество экспериментальных постановок.

Заведующий отделом искусства «Литературной газеты» Александр Вислов, защищая позицию тех, кто формировал нынешнюю афишу, вызвавшую спор в отдельных моментах, заметил, что фестивальное движение так или иначе должно отвечать вызовам времени. И, сводя к компромиссу вопрос о джаз-театре Хоронько, констатировал: во всех представительных фестивалях есть основная программа и программа off. В данном случае надо было вывести это выступление в тот самый сектор off, по-другому называемый клубным вариантом. И всё стало бы на свои места. Однако вопрос меры, вкуса, художественной значимости так и завис, не найдя твёрдой точки зрения. Всё свелось к довольно спорному тезису о том, что сегодня, как никогда прежде, это сугубо индивидуально и никто никому ничего не докажет.

Было приятно услышать несколько откровенно комплиментарных признаний. Обозреватель радио «Говорит Москва» Алексей Райков сказал, что омскому фестивалю удалось собрать очень интересные спектакли, которые демонстрируют разные способы театрального существования. Алёна Карась отметила, что только в Москве, Санкт-Петербурге и Омске существуют такие представительные фестивали настоящего международного уровня.

Заинтересованное участие в разговоре принял генеральный секретарь Международной ассоциации театральных критиков Мишель Ваис (Канада).

Замечательным было признание театрального критика из Шотландии Марка Брауна, который в момент обсуждения вопроса о длительности фестиваля (две недели) возразил российским коллегам, полагавшим, что это много, можно уложить фестиваль в одну неделю: «Недели будет мало! В Омске много интересного, здесь многое могут предложить вниманию приехавших гостей». Спасибо нашему коллеге, которому, кстати, было иногда очень непросто в фестивальной ситуации, когда текст на сцене шёл на польском, литовском, немецком, а субтитры – на русском языке.

Впечатлила всех состоявшаяся накануне поездка в Большеречье с его знаменитым комплексом «Старина сибирская». Театральный критик Татьяна Тихоновец порадовалась за омичей, что у них есть такой феномен в сфере культуры. Настоящий народный театр, с бережным сохранением и развитием традиций. «Только чтобы не превратилось это в потёмкинскую деревню», – предостерегла она. Владимир Телевной ответил, что «Старина сибирская» является государственным учреждением культуры, которому оказывается солидная бюджетная поддержка. Там ведётся разнообразная творческая деятельность, солидная музейная работа с хорошим научным оснащением.

Круглый стол проходил в середине фестиваля, до подведения итогов было ещё далеко, но по всему было видно, что оценивающая, анализирующая и пишущая когорта участников получила в Омске достаточно «питательных» впечатлений.

Лина ТУМАНОВА







вверх страницы