НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография
о
к
т
я
б
р
ь
-
2
0
1
0

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", октябрь 2010

:: Содержание






Лариса Гольштейн: «Для меня дорого,
что все эти годы мы прошли вместе»






Елена в «Чудаках» Горького, Нателла в «Кавказском меловом круге» Брехта, Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе» Гоголя… Всех ролей, сыгранных заслуженной артисткой России Ларисой Гольштейн за годы работы в «Пятом театре», пожалуй, не перечислить. И тем не менее эта актриса постоянно стремится найти в своей профессии что-то новое, открывает иные грани. Неслучайно и то, что на последнем XVI Омском областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа» она была отмечена специальной премией за большой вклад в деятельность Омского отделения Союза театральных деятелей России.

– Есть ли какой-либо творческий опыт, особенно дорогой для Вас?

– У меня нет особенно любимых ролей или особенно любимых спектаклей в театре. Нередко случается так, что я сначала не принимаю роли, с которыми сталкиваюсь, не могу найти точек соприкосновения с характерами женщин, которых мне приходится играть. Так, кстати, было и с Соней в «Трех визитах доктора Астрова» – ролью, за которую я получила в 1997 году премию имени народной артистки России Т.А. Ожиговой на фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа». Так получилось, что конкурс уже проводился в течение трёх лет, а именная премия за лучшую женскую роль не вручалась: не находилось работ, достойных награды такого уровня. Мне посчастливилось её получить, хотя поначалу я страшно протестовала против Сони, не могла понять её поступков, её мышления. И вот, наверное, из этого протеста и родилось что-то интересное. С тех пор я себе сделала такую зарубочку: если тебе нравится роль, необязательно, что она получится. Такая у меня примета. И бывает наоборот. Ты конфликтуешь с ролью, стараешься понять персонажа, и поэтому дорогого стоит, когда ты всё-таки находишь оправдание его поступкам, когда он становится родным. В какой-то степени наша профессия – это работа психоаналитика, пусть кустарного, самодеятельного. Немного «шаманская» работа…

– Иногда кажется, что в каждой роли конкретного актёра можно найти что-то общее – идущее лично от него…

– На мой взгляд, так и должно быть. Актёр – это не просто обыкновенная работа, она требует питать себя, наполнять свои ощущения, развиваться духовно. Но также мы и отдавать должны не в одном направлении, а во всех. Актёру необходимо в течение всей своей жизни, смолоду взращивать в себе, как бы пафосно это ни звучало, личность. Посмотрим на современный театр, или русских театр вообще: все крупнейшие актёры – это, прежде всего, мощные, очень сильные, интересные люди. Ведь если доводится с ними говорить или хотя бы увидеть разговор с ними по телевизору, просто упиваешься мощью мысли, развитым интеллектом, человеческой мудростью. Этим человеком восхищаешься и гордишься, что занимаешься той же профессией, что и он.

Для меня очень важно, чтобы актёру было что сказать, помимо роли, вложить в неё своё отношение к жизни, к определённым событиям. Наша прекрасная русская драматургия всегда даёт для этого замечательные возможности. Чем лучше драматургия, тем больше можно нам своего личного в вложить роль. Для меня как для актрисы очень важна возможность рассказать кому-то о жизни. И всегда интересно смотреть на своих коллег в спектакле, когда им есть что сказать помимо текста. Та жизнь, которую человек прожил, всегда проявляется на сцене.

– В Вашей работе довольно значительное место занимают поэтические программы. Чем вызвано обращение к классической поэзии, к Пушкину?

– Я очень люблю Пушкина. Он всегда как бы «рядом» со мной, и книжки его постоянно под рукой. И, конечно, я испытываю актёрские пристрастия к его произведениям: мне нравится читать их со сцены. У меня есть чтецкая композиция по лирике Пушкина, мы назвали её «Восточные мотивы». Я попыталась соединить отрывки из произведений Пушкина, где так или иначе затрагивается тема востока, – «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», «Египетские ночи» и «Сказка о Золотом петушке», конечно. С этой монопрограммой я участвовала в омском фестивале самостоятельных актёрских работ и ездила на фестиваль «ПоМост» в Новокуйбышевск.

К сожалению, в нашей современной жизни мало востребованы чтецкие программы, в частности, поэтические. Угас и сам по себе этот раздел актёрского творчества и, конечно, у публики не воспитана эта потребность. Но я изо всех сил стараюсь этим заниматься – прежде всего, потому, что мне это очень нравится самой. С другой стороны, немаловажно, чтобы эти слова звучали и какое-то количество людей – я знаю, что небольшое – с удовольствием бы это слушало и, может быть, слышало впервые. А возможно, с радостью бы услышало и второй раз. Для меня это дорого и близко: и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь... Также я с удовольствием читаю программу по стихам Бальмонта и Брюсова. Это очень трудные для воспроизведения стихи, сложные по своей структуре. Но я однажды поставила перед собой такую задачу – осилить это. И в определенный момент в Доме актёра у меня возникла возможность прочитать их.

– Какие программы, выходящие за рамки работы в театре, Вы можете отметить ещё?

– Конечно, основная моя жизнь – в театре. Но я всегда стараюсь много работать. Важно, чтобы не было простоя. Поэтому стараюсь не находиться в бездействии. В частности, в Доме актёра возникает возможность делать какие-то программы, вечера. Я с удовольствием откликнулась на просьбу почитать Гоголя на вечере, посвящённом двухсотлетию со дня его рождения. Гоголь – тоже один из моих любимых авторов, поэтичность его языка восхищала меня всегда. Упиваюсь его произведениями. Однако, как ни странно, столько раз пыталась подступиться – но автор абсолютно не женский. Подстроиться актрисе под его текст очень сложно. Но вот возникла возможность почитать отрывок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – удивительный текст «Ночь перед Рождеством».

– Что для Вас профессиональное счастье? Счастье вообще?

– Вспоминается история времён моего обучения. Мы готовили дипломный спектакль, для которого была выбрана пьеса «Прошлым летом в Чулимске». Для понимания драматургии, персонажей нас учили копаться в сути роли. Все студенты принимали участие в анализе: обсуждали, разговаривали, даже ездили в Старый Кировск, чтобы почувствовать атмосферу «одноэтажной жизни», посмотреть на дома с палисадниками, растениями. И вот в работе вдруг мы открыли для себя, что все персонажи пьесы – несчастны. Тогда я впервые в жизни над этим серьёзно задумалась. Ведь если посмотреть практически на любую роль, каждый человек несчастен. Счастье – это такая крохотная вспышка. Если на протяжении жизни их было несколько – это здорово. У меня были такие яркие моменты. Например, несколько часов абсолютного счастья – когда я узнала, что меня зачислили в театральное училище. Такого счастья я не испытывала до тех пор никогда. Потом – когда я получила премию имени Татьяны Ожиговой. Для меня это было очень неожиданно: многие мои коллеги знали о вручении, но мне никто заранее об этом не сказал.

– Вы пришли в «Пятый театр» семнадцать лет назад. Сохранился ли здесь дух того времени, определённый стержень?

– Этот стержень существует, и для меня он – в нашей актёрской труппе. Мы ведь вместе прожили здесь разные годы – порой трудные, тяжёлые и для театра, и для страны. И всё то уютное и удобное, что появилось здесь за это время, – оно часть нашей жизни. Семнадцать лет – легко сказать! А если представить? В 17 лет человек оканчивает школу, это возраст, когда перед ним открыты все пути. С одной стороны, это так немного, с другой – может, целая жизнь. Для меня дорого, что все эти годы мы прошли вместе, помогали театру стать таким, какой он есть сейчас. И каждый год, каждый месяц этой жизни были наполнены желанием заниматься своим любимым делом, создавать хорошие, спектакли, интересные зрителям, дающие нам возможность развиваться, мудреть, становиться лучше и умнее. И это было главным – сиюминутная работа, важная, необходимая для создания спектаклей. За ней мы и не заметили, как прошли эти годы…

Беседу вела Анна ЗЕРНОВА







вверх страницы