НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография

д
е
к
а
б
р
ь
-
2
0
0
8

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", декабрь 2008

:: Содержание






Сплав нежности и ностальгии.



Кому не знакомы энтузиазм и духовный подъём молодых строителей коммунизма, надежды и устремления молодёжи 1930-х годов! Впрочем, кому-то, наверное, уже и не знакомы. Нынешние ровесники комсомольцев 30-х, глядя старые фильмы и перелистывая учебники истории, недоумевают: и для чего было так стараться, для какого-то там непонятного будущего? Практически за бесплатно?!

А вот актёры Театра-студии Александра Гончарука не только прочувствовали дух того сумасшедшего и счастливого времени, но и смогли воплотить всё это на сцене. Недавняя премьера театра спектакль «Чудесный сплав» по пьесе Владимира Киршона – это светлая и лирическая комедия-ретро о молодых людях, которые жили, любили и верили, что строят прекрасное завтра для тех, кто придёт за ними. Когда-то пьесу Киршона ставили во всех театрах страны. Понятно, что сейчас это абсолютно раритетная вещь, и ставить её, в общем-то, не понятно как. Казалось бы, всё, что там написано – святой наив, и сегодня должно выглядеть натужно и фальшиво либо предаваться откровенному осмеянию. Но омские актёры сумели сыграть спектакль не про то, что их герои жили мифическими идеалами, а про то, что они просто честно работали для своей страны, так же, как мы, страдали порой от неразделённой любви, метались в поисках каких-то решений. Просто всё было ну самую чуточку по-другому.

Наверное, этот спектакль во многом удался потому, что играется актёрами с молодым чутьём, «незамыленным» взглядом, постоянным творческим голодом и азартом. В принципе, «Чудесный сплав» – это восстановленный спектакль. Когда-то он был поставлен замечательным театральным педагогом Владимиром Наумовичем Левертовым со студентами его актёрской мастерской в ГИТИСе. Теперь одна из тех студенток, режиссёр Омского академического театра драмы Анна Бабанова, и руководитель Театра-студии Александр Гончарук, так же актёр Омской драмы, заслуженный артист России, подарили спектаклю вторую жизнь. Они посвятили эту работу своим учителям и родителям, просто – старшему поколению, которое отличалось от нас и к которому мы, тем не менее, относимся с нежностью и любовью. Это спектакль – о наших дедах, так и не достроивших свой коммунизм, но знающих, что такое счастье жить для других. Ребята в спектакле поразительно органичны и естественны – ни капли натуги и фальши. Создаётся поразительное ощущение, что тебя прокатили на машине времени. Честно скажу, редкая театральная труппа может похвастаться такой энергетикой, которая существует в этом недавно родившемся молодёжном театре.

«Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река!» Парни и девушки в синих рабочих комбинезонах энергично выбегают на сцену. И вдруг в физкультурный задор массовки вплетается спокойный голос Булата Окуджавы: «Я гляжу на фотографию – две косички, строгий взгляд…» Песня «Комсомольская богиня» как-то сразу создаёт настроение ретроспективы. Песен Окуджавы в спектакле много. И это тоже воспоминания о тех, кто остались душой «на той единственной гражданской» и сгорали в огне самопожертвования, как бумажный солдат. Ни за грош.

На сцене всё функционально и всё по делу. Декораций немного, но они сделаны с хорошим вкусом и точным ощущением эпохи. Так же, как и костюмы: трогательные носочки и простенькие блузки девочек, полосатые тенниски мальчиков. Лауреат премии «Золотая маска» художник Ольга Верёвкина и постановщики спектакля рискнули даже протянуть поперёк сцены волейбольную сетку и позволить актёрам по-настоящему играть в волейбол. Упругий мяч того и гляди улетит прямо в зал, но зрители готовы подхватить его и бросить обратно, как они сделали бы у себя во дворе. И тут вдруг применяется совершенно потрясающий для театра приём «замедленной съёмки». Как актёрам с настоящим мячом удаётся сделать это – просто непостижимо! Но главное – в этот момент начинает звучать песня «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала», и мы внезапно понимаем, что 1941 год уже не за горами, и понимаем, почему ребята из КБ спешат изобрести для отечественной авиации самый лёгкий в мире сплав. Юные, светлые, чистые. Что-то с ними будет совсем скоро?

Ну а пока они лихорадочно делают расчёты, горячо спорят, влюбляются. Изобретатель и простак Гоша (Антон Булавков), знаток общения с девушками, обаятельный балагур Петя (Александр Гончарук-младший), рассудительный педант Ян Двали (Ярослав Максименко), душа и совесть компании Ира (Юлия Овчаренко), индивидуалист Олег (Игорь Болдышев). Ярослав Максименко потрясающе здорово обыгрывает эстонскую медлительность своего героя, его рассудочность и очаровательное перевирание русских пословиц. Антон Булавков весьма достоверно передаёт смятение застенчивого Гоши, когда того внезапно накрывает чувство к новой сотруднице Наташе (Дарья Зарецкая). Недаром его друг Петя бьёт тревогу: «Сплав в опасности – бригадир влюбился!» Одним словом – расплавился. И удивительное дело, вроде бы, нам сегодня должны быть понятны и близки рационально-эгоистические настроения Олега, его протест против уравниловки, стремление к личной карьере. Но вот как-то неприятно царапает его отзыв о недавних товарищах: «Они узкие, ограниченные люди», подлые приёмы переманивания на свою сторону Наташи. Да и товарищи его умеют популярно объяснить и ему, и нам с вами, что даже гениальный одиночка ничто без дружеской поддержки. Так что вместе с героем Болдышева хочется бежать и вопить: «Ребята, не оставляйте одного! Возьмите обратно!»

Конечно, нельзя не заметить небольших огрехов спектакля. Может быть, чуточку фальшив Ворошилов у Михаила Квезерели (не поймёшь, не то Ворошилов, не то Сталин), немного утрирована разбитная уборщица Настя у Софьи Черновой, актриса переигрывает её простоту. Но это те маленькие сложности, которые происходят при стыковке времён. В основном же молодые актёры убедительно передают и трепетность зарождения личных отношений, и юношеский максимализм и – даже! – романтику труда. Стремление успеть сделать тысячу дел и насладиться яркой юностью – это то, что объединяет актёров и их героев. Ровесников, которых разделяет почти век.

На снимке: Дарья Зарецкая и Антон Булавков

Эльвира КАДЫРОВА







вверх страницы